Урсула Ле Гуин. Проклятый дар

Ле Гуин У. Проклятый дар: Фантаст. роман / Пер. с англ. И.Тогоевой. — М.: Эксмо, 2007. — 315 с. — (Звёзды фантастики).

Если невзначай не обратить внимания на имя автора, то, взглянув на обложку, можно подумать, что перед нами очередное тривиальное чтиво в жанре фэнтези. Кому пришло в голову дать книге Урсулы Ле Гуин столь эффектное «рыночное» название (издателям? переводчику?), остаётся только гадать; в любом случае, большей пошлости трудно себе представить. На самом деле роман называется просто и кратко — «Дары» («Gifts», 2004) и является первой частью новой трилогии «Летописи Западного Берега» («The Annals of the Western Shore»). Интересно, что остальные части, вторая и третья, носят такие же простые и короткие названия — «Голоса» («Voices», 2006) и «Силы» («Powers», 2007). Нам же, судя по всему, следует ждать в обозримом будущем «Проклятых голосов» и «Проклятых сил».

Чтобы не сужать потенциальную аудиторию выпущенной книги, издатели нигде не сообщают, что адресована она подросткам, однако это именно так. В жанровых рамках чистого фэнтези, что не очень характерно для её позднего творчества, знаменитая американская писательница создала «роман воспитания», поместив в центр событий человека взрослеющего.

Человека этого зовут Оррек, и он сын местного феодала — «брантора». Оррек чувствует себя несчастным. Когда-нибудь ему, как наследнику, придётся принять из рук отца бразды правления, однако его сильно беспокоит то, что их семейный дар — умение «разрушать связи», а по сути, убивать на расстоянии при помощи взгляда, дыхания, слова и движения руки, — никак себя не проявляет. То ли это из-за того, что мать Оррека родом из Нижних Земель, обитатели которых не обладают сверхъестественными способностями. То ли в юноше, как в одном из его предков — Слепом Каддарде, дремлет так называемый «дикий дар», действующий помимо воли своего хозяина. Отец Оррека переживает не меньше, ведь от наличия дара у его наследника напрямую зависит шаткое равновесие сил в Верхних Землях — краю воинственных горцев-колдунов, напоминающем средневековую Шотландию. Хуже всего то, что сам Оррек, воспитанный добросердечной и образованной матерью, страшится своих ещё не познанных толком возможностей и, кажется, не очень-то хочет учиться их применять. И тогда отец запечатывает сыну глаза непроницаемой повязкой из опасения, что его «дикий дар» может случайно вырваться наружу.

Нелегко приходится юноше, внезапно оказавшемуся слепцом. Душа его стремится к свету, а он пытается приучить себя к тьме. Его поводырями становятся заботливая собака Коули и девушка Грай, которую он искренне любит…

Завершая первую часть повествования, Ле Гуин не даёт однозначных ответов на неизбежные вопросы читателей, но вновь и вновь заставляет их размышлять, задаваясь извечным вопросом всех вступающих во взрослую жизнь: КТО ЖЕ МЫ ТЕПЕРЬ ТАКИЕ? И хотя в своей новой книге она не выходит за пределы привычного для неё круга проблем, невольно хочется в который раз отметить её редкостное писательское мастерство. Нет особой нужды сравнивать «Дары» с основной массой современной фэнтезийной продукции, чтобы со всей отчётливостью понять: как и десятилетия назад, Ле Гуин возвышается над большинством своих коллег-фантастов, подобно Джомолунгме.

* * *

В 2005 году роман «Дары» был удостоен премии Американского ПЕН-центра в номинации «Детская литература».

Алексей Копейкин