наверх
Николай Назаркин. Изумрудная рыбка
02 февраля 2007

Назаркин Н.Н. Изумрудная рыбка: Палатные рассказы / Ил. Н.Петровой; [Ред., авт. предисл. и послесл. М.Порядина]. — М.: Самокат, 2007. — 109 с.: ил. — (Лучшая новая книжка).

В 2006 году «палатные рассказы» Николая Назаркина были заслуженно отмечены Национальной детской литературной премией «Заветная мечта», благодаря чему очень достойно нашли своего издателя. Вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов — «Изумрудная рыбка» («Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить… Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, жёлтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть»).

Место действия всех рассказов — больница; мальчишки, о которых идёт речь, лежат в этой больнице часто и подолгу, так что давно знают друг друга, здешних врачей, медсестёр и нянечек, изучили все процедуры, меню больничной кухни, распорядок дня, пути по коридорам и лестницам и виды из окон. Болезнь (ясно, нелёгкая) автором не названа. Больные дети художником не изображены. И это, по-моему, верное решение — своего рода совет видеть в книге литературно-художественное, а не какое-либо иное издание.

Читатель, естественно, будет переживать за героев, однако не сможет оставить без внимания, каким образом книга написана и иллюстрирована. Жёсткие чёрно-белые рисунки сразу дадут понять, что здесь с вами не станут миндальничать. Фрагменты пасмурных и ночных заоконных городских пейзажей, обыденные больничные предметы, странно выхваченные взглядом…

Авторский взгляд — вот что, пожалуй, здесь самое главное. Все короткие, но не очень-то простые истории написаны от лица одного из юных пациентов — тем языком, который ему свойствен. Одни слова пишутся так, как произносятся, другие означают не совсем то или гораздо больше того, что должны означать в норме, значение третьих надо ещё вспомнить, если вы уже совсем выросли, или спросить у кого-нибудь, если вы принадлежите к иному поколению.

Сказ, а именно так в литературоведении называется эта манера повествования, — дело трудное и даже опасное для автора. Важно иметь чувство меры. Нужно не только правдоподобно воспроизвести на письме поток речи, но неким способом указать вторую точку зрения — автора, а не героя. Что и как расскажет нам Колька Кашкин о себе и своих товарищах, и чем закончится каждая история, — выбирает автор рассказов Николай Назаркин.

Известно, что он давно интересуется возможностями библиотерапии. И не секрет, что книги (особенно детские), написанные с целью помочь тем, кому нелегко, примером тех, кому ещё труднее, редко бывают как честными, так и полноценно художественными. В случае с «Изумрудной рыбкой» хочется воскликнуть (и чтобы восклицание было услышано): вот книга, равно принадлежащая жизни и литературе!

Светлана Малая