наверх
Майкл Хоуи. Время не ждёт. Пески времени
07 сентября 2007

Хоуи М. Время не ждёт: Роман / Пер. с англ. М.Торчинской. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. — 304 с. — (Приключения Гермакса Тантамока).

 

Хоуи М. Пески времени: Роман / Пер. с англ. М.Торчинской. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2007. — 320 с. — (Приключения Гермакса Тантамока).

Знакомьтесь: Гермакс Тантамок, часовых дел мастер, незаметный гражданин, скромный обыватель. Он любит оперную музыку, знает толк в классической живописи и справедливо опасается новомодных «авангардных веяний», не слишком хорошо ориентируется в тенденциях современной моды, но любит хорошо покушать и «с удовольствием сгрыз бы на обед круглое румяное яблоко, заедая его толстым кусочком сыра чеддер и поджаристым ломтиком хлеба».

  • i houi-podr 1
  • i houi-podr 2

Разумеется, он отлично разбирается в сортах сыра. Но здесь нет ничего удивительного, ведь Гермакс Тантамок — грызун. Если вы до сих пор не догадались!..

Он «домовая мышь по отцу и полевая по матери», а в доме у него живёт ручная божья коровка.

В наше время на рынке немало произведений в манере, которую мы условно обозначаем как «звериное фэнтези». Большая часть «зверских фэнтезюх» построена по стандартным образцам «саг меча и копья». Действие их происходит в условном мире, стилизованном под европейское средневековье, и основное содержание саг — военные противостояния мышей и котов, котов и псов, псов и волков и т.д. Вследствие этого, как правило, сочинения подобного рода отличаются чрезмерным количеством натяжек: не каждому автору удаётся правдоподобно сочетать черты характера конкретного героя с биологически присущими ему звериными особенностями, повадками, инстинктами и пр. Кроме того, подобные саги трудно вытянуть в качественный сериал: как правило, содержанием первой части становится традиционное «взросление героя», превращение неуклюжего зверёнка в могучего самца; в остальных частях происходит механическое нанизывание «приключений», в которых герой действует уже «готовым», состоявшимся и потому значительно менее интересным.

Майкл Хоуи пошёл по иному пути — и правильно сделал!

Во-первых, действие романов происходит в «сегодняшнем» мире, который нисколько не отличается от нашего, современного, человеческого, со всеми его узнаваемыми особенностями, соблазнами, неприятностями и красотами. Во-вторых, население этого мира — не животные «вообще», а исключительно грызуны. Таким образом Майклу Хоуи удалось избежать сразу двух ошибок, крайне неудобных для начинающего автора. Во-первых, у него не возникает проблем с воспроизведением «местного колорита», адекватного времени действия; во-вторых, психологическое правдоподобие взаимодействия персонажей не сводится на нет при попытках соблюсти зоологическую достоверность.

Очеловечивание грызунов — далеко не новый приём, однако здесь он несёт дополнительную смысловую и сюжетную нагрузку. Грызун как персонаж весьма символичен и неплохо подходит на роль «маленького человека в большом мире». При этом Хоуи не проповедует снисходительность к братьям меньшим и не внушает нам, что «мышь тоже человек», а предлагает в некотором роде обратный тезис: человек тоже мышь. Мир омолаживающей косметики и пластической хирургии, наглой рекламы и газетного «эксклюзива», творческого эпатажа и дизайнерских решений, научных экспедиций и меркантильного интереса к ним — это наш мир, и не стоит его идеализировать. Но не стоит и принимать его слишком всерьёз, потому что кипение страстей человеческих со стороны часто похоже на смешную суету, мышиную возню.

Хоуи нагнетает страсти совершенно «по-взрослому», персонажи его действуют в полном соответствии с закономерностями развития характеров и событий, они совсем как мы… Но в самый патетический момент они орут что-нибудь вроде: «Лапы вверх, подлый суслик!» — и хохочущий читатель спохватывается, что имеет дело с грызунами.

Автор, не жадничая, предлагает нам полный набор типичных персонажей приключенческой эпопеи: отважная лётчица, рассеянный профессор, богатая меценатка, честолюбивый учёный, эксцентричная предпринимательница, пронырливый репортёр и оборотень в белом халате… В обычной, «человеческой» книжке они висели бы над условным сюжетом, как набор свинцовых штампов, а в «мышином» ракурсе они остроумны, оригинальны и уместны.

При этом Хоуи возводит в ранг героя не красавца-спортсмена, профессионального спасителя вселенной, которому по штату положено демонстрировать чудеса отваги и находчивости, а «представителя среднего мышачества», который совершенно не мечтает о великих свершениях и не видит себя в роли супергероя. Он немножко толстенький и не так уж отчаянно храбрый, однако именно ему достаются головокружительные приключения с самым неожиданным финалом.

В первой книге («Время не ждёт») Тантамок спасает храбрую лётчицу Линку, попавшую в крайне неприятную историю, и разоблачает двуличного злодея, пластического хирурга-убийцу. Во второй («Пески времени») Линка и Гермакс принимают участие в экспедиции, которая должна наконец ответить на вопрос об истоках мышиной цивилизации и о том, что такое кошки — миф или реальность?

В сущности, эти романы — не о том, как «хорошие» дерутся с «плохими», а о том, сколько сил нужно для того, чтобы сохранить свою совесть спокойной и чистой. О доброте, о сочувствии и взаимопонимании, об умении слушать и понимать другого человека… или грызуна, это уж как вам будет угодно. И за это тоже хочется похвалить Майкла Хоуи. Ведь в его романах настоящие подвиги совершаются «всего лишь» честным обывателем, которым движет чувство долга и чувство справедливости. Кроме того, подвиг заключается не в том, чтобы угробить дикое количество врагов, а в том, чтобы преодолеть себя, свой страх, свою слабость и встать на пути бесчестных, злобных и циничных негодяев.

Хоуи удалось сделать не банальный «детективчик» и не пошлый боевик, а вполне классическое по форме и идейному содержанию произведение о порядочном человеке в условиях трудного нравственного выбора. Причём оно ловко замаскировано под «необязательную» историю, вполне развлекательную, без пафоса, без вселенских обобщений и широкомасштабных выводов, однако со свежим юмором и ненавязчивой, представьте себе, моралью. При этом повествование в меру традиционно и в меру непредсказуемо, тема времени обыгрывается умно и интересно…

«Мне нравятся тайны, приключения, в том числе научные, и старый добрый роман с его традиционным развитием характеров», — признался Майкл Хоуи в интервью «Скуби-Ду».

Так ведь и нам, между прочим, это всё тоже нравится!

Мария Порядина