Роберт Маркмор. «Новобранец», «Высший класс»

Маркмор Р. Новобранец: Роман / Пер. с англ. Е.Токаревой. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. — 380 с.

 

Маркмор Р. Высший класс: Роман / Пер. с англ. Е.Токаревой. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2006. — 334 с.

  • i markmor2 1
  • i markmor2 2

«Когда политики впервые слышат о “Херувиме”, поначалу им обычно кажется недопустимым подвергать детей опасности. Потом Мак объясняет им, как много пользы приносят херувимцы, и рассказывает, какие меры мы принимаем для обеспечения вашей безопасности». В результате, разумеется, «Херувим» продолжает работу и приносит пресловутую пользу, соображения которой так быстро перевешивают прочие соображения.

«Эгмонт» наконец выпустил второй роман о «Херувиме» и его воспитанниках — не менее резкий и убедительный, чем первый.

В своё время роман «Новобранец» слегка напугал читателей-взрослых: некоторые педагоги заговорили даже о «безнравственности» романа, подумав, что Роберт Маркмор пропагандирует шпионские школы-интернаты и соответствующий образ жизни.

Теперь и «Высший класс» непременно напугает тех, кто не даёт себе труда быть внимательным читателем. Как же! Ведь речь тут идёт о наркотиках и убийствах!

На этот раз задание Джеймса и его коллег-херувимцев связано с БГМ — «Бандой Говарда Моррисона», крупной и прекрасно развитой наркодилерской сетью. Руководитель банды отлично организовал свой «бизнес» — вплоть до того, что создал телефонно-курьерскую службу доставки кокаина, но сам живёт осторожно и ни разу не «засветился» по-крупному. Много лет полиция не может собрать достаточное количество улик и засадить Говарда за решётку, поэтому в операции по разоблачению БГМ решено было задействовать детей-шпионов. Их задача — втереться в доверие к Моррисону и его семье, а дальше пустить в ход все свои таланты. Как известно, специально обученные дети хорошо умеют расставлять подслушивающие устройства, обыскивать тайники и взламывать компьютерные файлы, в которых хранится информация о поступлениях «отмытых» денег на банковские счета.

И первым делом «херувимцы» должны подружиться с детьми Говарда Моррисона.

Подружиться. Да.

В самом деле, мальчишки двенадцати лет легко заводят дружбу, особенно если у них общие интересы, схожие увлечения и вкусы. Так что Джеймс и Говард Джуниор (то есть «младший») искренне симпатизируют друг другу. Но Джуниор совершенно не догадывается, что его новый приятель дружит с ним не просто так, а по заданию.

Заметьте: в МИ-5 действует специальный «комитет по этике». Но как раз вопрос о моральной стороне «дела БГМ» комитетом не обсуждается. Обмануть друга, который тебе доверяет, — на нашем языке это называется подлостью и предательством. А на языке «Херувима» это всего лишь одна из многочисленных «операций».

Даже Джеймс, который не отличается особой деликатностью, уже начинает понимать, что в такой ситуации есть что-то не вполне этичное. «Однажды Джуниор обмолвился о том, что его отец рано или поздно попадёт в тюрьму. Он сделал вид, будто шутит, но я видел, что это его тревожит. Я вспомнил, как это было со мной, и почувствовал себя подлецом — ведь мы используем его, чтобы упечь его отца за решётку», — рассказывает Джеймс своей приятельнице. Однако Керри отвечает всего лишь: «Наверное, у каждого негодяя есть люди, которые его любят», — и разговор пока заканчивается.

Ведь Джеймс — всего лишь мальчишка, хоть и специально обученный, да и шпионская жизнь, полная неожиданностей, редко оставляет ему время и желание поразмышлять о морали. К тому же, быть секретным агентом так увлекательно! «Когда ты на задании, самое классное — что ты можешь сколько угодно нарушать любые правила и тебе за это не влетит». Участвуя в операции, Джеймсу надо играть роль «плохого мальчика», и он пользуется такой возможностью на всю катушку: прогуливает школу, играет в ворованные игры, тратит заработанные на продаже наркотиков деньги, а потом и вовсе отправляется в Майами в компании Джуниора и его папочки-миллионера, причём все трое веселятся от души…

Маркмор показывает детей со всей возможной правдивостью, без всякой идеализации, без прикрас, без скидок на то, что «они ещё маленькие». Конечно, не вполне подготовленному читателю такая правда может показаться чересчур резкой: взрослый, привыкший к мысли о том, что книга «должна показывать идеал», может быть шокирован; школьники же, не скованные стереотипами, видят в авторе честного рассказчика, который хорошо знает подростков и верно описывает их характеры и поступки.

Как и в первой книге, Маркмор не жалеет красок, описывая среднестатистическую жизнь обычных детей. «В школе тебя встречал запах туалета пополам с мастикой для полов. Шторы и стены в вестибюле были усыпаны белыми крапинками жвачки, половина ребят пришла без формы, в аквариуме, полном дохлой рыбы, плавал сломанный стул». Обыкновенная английская школа, ничего особенного. А мы-то всё думаем, что «за границей хорошо живут». Кстати, местом вербовки малолетних наркокурьеров и дилеров является принадлежащий Говарду боксёрский клуб для подростков. Это к вопросу о благотворной роли спорта в жизни подрастающего поколения, да-да.

На фоне всеобщего упадка чудесные картины «херувимского» быта выглядят как светлая мечта. Рассуждая о первой книге, мы уже отмечали главный козырь МИ-5: жестокий мир за пределами лагеря не обещает социально неблагополучным детям ничего хорошего, а в «Херувиме» им обеспечено отличное образование, воспитание, карьерный рост, не говоря уж о прекрасном питании и всяческих удобствах. А если методы работы МИ-5 нельзя назвать чистыми, то ведь не каждый готов об этом думать и уж тем более далеко не каждый захочет протестовать…

Повзрослеет ли Джеймс настолько, чтобы понять это?

Безнравственные вещи тем и опасны, что современное общество не без успеха маскирует их под вещи прекрасные, нужные и социально полезные. Маркмор не восхваляет ложь и беспринципность, а предупреждает о том, что её тяжело распознать и с ней почти невозможно бороться.

Книги о «Херувиме» — это предупреждение. Хочется верить, что читатели сумеют принять его к сведению.

И не надо думать, что романы Маркмора «научат плохому». Во-первых, нынешние дети подрастеряли благоговение перед книгой и вряд ли захотят учиться по ней. Во-вторых, если и захотят, то книга вовсе не учит нюхать кокаин и стрелять в людей…

Если речь идёт о нормальном ребёнке двенадцати лет, который умеет и любит читать, то романы Маркмора заставят его задуматься о многих серьёзных вещах. О том, что общество построено не только на конституциях и декларациях прав, но и на взаимном лицемерии. О том, что дорога, вымощенная благими намерениями, ведёт отнюдь не к храму. О том, что идеалы добра хороши, но зло проще и привлекательнее, особенно для молодых и неопытных. Кстати, и о том, что «добро с кулаками» совсем не похоже на добро.

Если же речь идёт о малолетнем шпанёнке, которому охота выплеснуть свою дебильную агрессию и развлечься за чужой счёт, то будьте спокойны: эта категория детей практически не читает книг и уж точно «ниасилит» ни одного романа Маркмора.

Мария Порядина