наверх
Артур Гиваргизов. Записки выдающегося двоечника
01 апреля 2005

Гиваргизов А.А. Записки выдающегося двоечника: [Сб. рассказов] / Худож. Е.Блинова. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. — 143 с.: ил. — (Школа прикола).

Браво!

Браво, Артур Александрович, редактор Михаил Морозов, художник Елена Блинова, издательство «Эгмонт»! Поздравляю всех нас с выходом нового — второго по счёту — авторского сборника одного из самых классных (омоним!) современных детских писателей. После книжки «Со шкафом на велосипеде» победитель Первого Всероссийского конкурса «Алые паруса» (2003) одарил нас следующей порцией «страшно непедагогичных» школьных рассказов.

Эта книжка сразу не захотела быть просто книжкой. На полке магазина она прикинулась забытой кем-то школьной тетрадкой, выставив на всеобщее обозрение не корешок солидного переплёта, а ребристую упругую пружинку, скрепляющую изрисованные школярскими каракулями страницы. Естественно, чистыми такие тетрадки долго не живут: уж больно заманчивы их белоснежные просторы для ручек и карандашей. Так и есть! Странички этой «тетрадки» уже заняты «ЕжеДневником» некоего «выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса» Гаврилова Серёжи…

Листаем, так как оглавления в книге-тетрадке, конечно же, нет. Записи ведутся на переменах, за три минуты до начала урока, на всех уроках, после уроков, дома (ночью), во время болезни, в трамвае, во сне (в ночь с 26.09 на 27.09) и даже на педсовете, куда Серёжу Гаврилова «пригласили выступить с докладом “Почему дети не хотят учиться и не делают уроки”». Ежедневник ведётся регулярно — с 1-го сентября. Но уже в октябре хозяин тетрадки явно заскучал, о чём свидетельствуют строки «ничего интересного не произошло» или «опять ничего интересного». Перед глазами всё те же: круглая отличница Сереберцева, Кулаков, «хитрый» Зубов, очень строгая Елена Николаевна, физичка Вера Петровна…

«Энтузазизм» автора записок стремительно убывает. Вот октябрьская запись: «Интересное было, но это секрет». А потом вообще — с 22-го по 31-е октября — «страницы куда-то пропали». На этом прекратилась жизнь ежедневника, но не тетради. На смену ежедневнику пришёл «Альбом», включающий в себя 23 рассказа о Коле, «очень способном мальчике», которого родственники называли «наша надежда». После альбома нашлась пара страниц для «Блокнота», куда поместилось несколько историй, подтверждающих всякие мудрые мысли. Например, такую: «Не заставляйте умирающих мыть посуду. (Из журнала “Здоровье”)».

В общем, книжка сделана с выдумкой. Автору, учителю музыки, как никому другому, известно: ничто так не характеризует ученика, как его тетрадь. В этом сборнике Артур Гиваргизов остался верен себе, сохранив и прежних героев, и лаконичную форму мини-рассказа, и стиль. Кто-то из критиков уже назвал Гиваргизова «современным Хармсом», у кого-то нашлись в запасе умные филологические термины: «сюрреализм», «ирония», «парадокс», «юмор абсурда».

Истоки гиваргизовского стиля, при желании, можно отыскать в стилистических алогизмах Гоголя, Козьмы Пруткова, Чуковского и т.д. Рассказы Гиваргизова — не просто «приколы» (хоть и значится на обложке: «Школа прикола»), а своеобразное лекарство от обыденности и скуки. Весёлое лекарство для взрослых и детей.

От всех болезней выписываю всем (и, конечно, себе — от занудства) такой вот рецепт: принимать рассказы Гиваргизова по одному… нет, мало… лучше по пять штук четыре раза в день: перед школой, на уроках, на большой перемене и самый весёлый — на ночь. Но предупреждаю: выбрать будет трудно.

Ольга Мургина