Голь Н.М., Халтунен М.Б. Кошкин дом в Эрмитаже

Голь Н.М., Халтунен М.Б. Кошкин дом в Эрмитаже / Вступ. слово М.Б.Пиотровского. — СПб.: Арка, 2007. — 105 с.: ил.

Обложка книги Н.Голя и М.Халтунен «Кошкин дом в Эрмитаже»

Музейные фонды — вещь деликатнейшая. Два с половиной века назад, когда российская императрица Екатерина Вторая приобрела у берлинского купца две с лишним сотни картин старых мастеров, она пожаловалась в письме одному из своих европейских корреспондентов, что сокровищами любуются «только я да мыши».

Коллекция тогда не имела даже собственного здания, и никто ещё не думал о том, что из неё вырастет один из славнейших в мире музеев, — а проблему царица уже сформулировала. Мыши! Наглые грызуны, способные насмерть загрызть любые «холст, масло» и «картон, пастель».

Есть только один надёжный способ борьбы с мышами. Этот способ сидит на лестнице, умывается языком и говорит «мяу».

Именно этому способу посвящено оригинальное издание — альбом «Кошкин дом в Эрмитаже».

В специально написанном очерке (авторы — Н.М.Голь и М.Б.Халтунен) отражена история существования кошек в музейном пространстве — и живых пушистых сторожей, что гоняют мышей из музейных подвалов, и собственно экспонатов — произведений живописи и графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в которых так или иначе обыгрывается «кошачья» тема. Она раскрывается на материале Древнего Египта и Древней Греции, Европы, Китая и Японии, Ирана и Руси… Повсюду они: пушистые и гладкие, полосатые и пятнистые, упитанные и стройные представители семейства кошачьих.

Из текста читатель узнаёт множество интереснейших фактов и ответов на каверзные вопросы. Сколько лет домашней кошке? Как искусствоведы догадались, что на греческой вазе изображена богатая женщина? Чего боятся китайские дети, которых мама укладывает спать? Кто позволил держать кошек при католических монастырях? Почему на картине «Рождение Иоанна Крестителя» изображено нападение кошки на петушка? Где, согласно древнему японскому поверью, кошка хранит свою магическую силу? Кто научил кошек падать на четыре лапы и почтительно именуется «отцом кошек»?

Репродукции в книге — высочайшего качества; кроме того, здесь воспроизведены не только знаменитые шедевры, но и малоизвестные, редкие вещи, которых рядовой посетитель музея может и не увидеть.

Кого здесь только нет! Кошки богини Бастет, священные тигры Китая, кошка — порожденье дьявола, мирные домашние котята, бравые охотники на мышей и царственные персоны! Кошки сами по себе и кошки при деле — украшающие собой портреты, пейзажи, натюрморты великих мастеров… Есть даже кот-экскурсовод, показывающий мышам редкий экспонат. И почти на каждой странице присутствуют четвероногие музейные хранители, сфотографированные специально для этого издания.

С елизаветинских и екатерининских времён до наших дней коты и кошки помогают людям поддерживать порядок в Эрмитаже. Конечно, в залы с картинами и скульптурами их просят не ходить — им ведь всё равно, какую вазу грохнуть с подставки, пусть она древнее некуда и представляет огромную ценность. Но в подсобных помещениях хвостатые сторожа исправно несут свою службу. А ещё они любят гулять по Дворцовой площади, как живая реклама эрмитажных коллекций — на радость журналистам и вообще посетителям, не чрезмерно занятым историей искусств.

Альбом увлекателен, познавателен, чрезвычайно интересен и очень красив. Впрочем, издания такого качества — добрая традиция издательства «Арка». С первых дней своего существования оно занимается приобщением «обычного человека» к огромному, богатому и таинственному миру искусства. Каждое из пока немногих изданий «Арки» — образец хорошего вкуса, художественного такта и живого ума, не стеснённого штампами, не боящегося оригинальности. Именно такой подход к популярному искусствоведению представляется нам сегодня самым лучшим и правильным.

Мария Порядина