наверх
Александр Етоев. Уля Ляпина, супердевочка с нашего двора: Планета лысого брюнета
26 марта 2004

Етоев А. Уля Ляпина, супердевочка с нашего двора: Планета лысого брюнета: [Повесть] / Рис. Ю.Беломлинской. — СПб.: Амфора, 2004. — 175 с.: ил.

EtoevЕщё одна супердевочка, ещё одна Ульяна, ещё одна книжка, претендующая на родство с Ю.Ковалём. И дело не в посвящении, которое имеется на пятой странице: «Памяти Юрия Коваля», — буквально по всему тексту «Ули Ляпиной…» щедрой рукой рассыпаны многочисленные приветы нашему замечательному классику. И не только ему. Ещё, разумеется, Киру Булычёву (точнее, его «супердевочке» Алисе Селезнёвой) и даже Василию Аксёнову в ипостаси «Дедушки-памятника» и «Сундучка, в котором что-то стучит». В общем, если кто-то говорит — «вторичность», мы говорим — «постмодернизм». Увы, первое всё-таки ближе к истине. Да, нам известно, что дочь писателя Етоева зовут Ульяной (а дочь Булычёва — Алисой) и что она не имеет ни малейшего отношения к другой Ульяне — Караваевой. Сути дела это ничуть не меняет, несмотря на то что написана повесть неплохо, и оснований для сравнения её с «Васей Куролесовым» гораздо больше, чем с сочинениями Дарьи Варденбург. Но очевидные художественные достоинства «Ули Ляпиной…» безнадёжно зачёркиваются теми самыми «ещё», которые и делают её явлением вполне заурядным. Собственный голос? Он у автора есть. Только вот интонация какая-то странная: сочетание нарочитой «детскости» (всё будто бы не всерьёз, понарошку), неизменно раздражающей ребят постарше, с фактами и аллюзиями, совершенно непонятными, например, второкласснику. Героиня, кроме того что она «супердевочка» и, естественно, положительная, ничем более не примечательна; характера как такового нет. Сюжета — тоже. Вернее, сюжет какой-никакой имеется, однако он тривиален и необязателен до полного безобразия. Кто, по-вашему, этот лысый злодей (см. название повести), с помощью своих подручных выманивающий у простых, мирных граждан ножи, вилки и всякий прочий металлолом?.. Не угадали. И всё же развязка, предложенная автором, настолько надуманна и неубедительна, что начинаешь сомневаться, а стоило ли дочитывать повесть до конца. Странно, ей-богу, говорить об отсутствии внятного сюжета и оригинальной выдумки в книге участника семинара Бориса Стругацкого. А как же «Чудо-Тайна-Достоверность»?

Играть в иронию и абсурд уместно и хорошо лишь до известного предела. В какой-то момент они превращают любые «красоты стиля» в пустую, никчёмную болтовню.

Алексей Копейкин