наверх
Артур Гиваргизов. Со шкафом на велосипеде
06 июня 2003

Гиваргизов А.А. Со шкафом на велосипеде / Сост. и ред. М.Артемьева; Худож. Л.Савина. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003. — 111 с.: ил. — (Город мастеров).

Читателям уже знакомы рассказы и стихи Артура Гиваргизова, печатавшиеся в журналах «Простоквашино», «Тошка», «Мурзилка», «Костер», двух сборниках «Классики» и даже на нашем сайте в разделе «Литературный салон». Наметившееся амплуа Артура Александровича в детской литературе — мастер короткого юмористического рассказа. Это с блеском подтверждает и его первый авторский сборник. Книжка новой серии «Город мастеров» издательства «Эгмонт Россия» (составитель и редактор Мария Артемьева) предназначена в первую очередь самым-самым нечитающим детям «среднего школьного возраста». «Книжная лихорадка» после смешных рассказов Гиваргизова всем «нечитателям» обеспечена. Особенно, думается, понравятся его рассказы тем, кто отбывает повинность в музыкальной школе. Ведь Артур Гиваргизов — не просто детский писатель. В первую очередь, он учитель музыки, и как никому другому понятен ему поступок директора, героя одного из рассказов, который, чтобы привлечь внимание детей, решил поменять таблички: вместо «Музыкальная школа» повесил «Секретная база». Понятен ему и весь ужас, исходящий от фразы, с которой начинается другой его рассказ: «Однажды приемная комиссия решила любым способом принять Колю в музыкальную школу…» Именно поэтому в книжке есть специальный раздел, где автор с присущими ему юмором и иронией рассказывает обо всех музыкальных инструментах, которые могут попасть в руки ребенка, поступившего в «музыкалку».

Краткость, как известно, сестра таланта. Кажется, что в случае Гиваргизова краткость, а иногда и суперкраткость (как, например, в рассказе из четырех строк «Анонимное письмо»), находится с его талантом в еще более тесном родстве. Гиваргизов пишет не только смешные рассказы-анекдоты из школьной жизни, но и сочиняет микропьесы на все те же наболевшие школьные темы («пьеса с концертом для виолончели» «Как к Колиным родителям ночью пришли Потаповы», «пьеса о пролетевшем уроке» «Может быть, и Шуман», «драма в одном действии» «ДМШ» и другие).

Смех Гиваргизова понравится не всем. Людям «правильным», лишённым чувства юмора, занудам и ханжам лучше вообще не заглядывать в эту сумасбродную книжку. Опасно. Не ровен час какого-нибудь «пе-да-го-га» удар от возмущения хватит. Зато всем, для кого «двойки, прогулы, синяки, отлетевшие пуговицы и расстроенные музыкальные инструменты» — родные братья, рассказы Гиваргизова придутся впору. «Если твоих родителей хотя бы двенадцать раз вызывали к директору, если ты знаешь, что такое настоящая жирная двойка, если при слове «пианино» ты уже не падаешь в обморок, можешь почитать эту книжку. Развались как-нибудь вечером на диване и почитай», — приглашает автор.

Рассказы Гиваргизова внушают надежду несчастным детям, вынужденным изо дня в день ходить в школу, особенно в музыкальную, и общаться со всякими там Еленами Михайловнами (из «урока-сказки» «Пустите»), «которым не в школе работать, а в фильмах ужасов сниматься. В главных ролях». Не отчаивайтесь, ребята, и помните: кататься на велосипеде можно и с пристегнутым к руке скрипичным смычком, и с привязанным к ноге шкафом; что скрипку, для того чтобы от нее избавиться, не обязательно привязывать к поезду «Москва — Владивосток», а эксперимент по выяснению обстоятельств, при которых нормальный ребенок без вреда здоровью может находиться на опере «Иван Сусанин» или еще какой-нибудь опере, уже проведен и зафиксирован в рассказе «Научные исследования Андрюши».

Не каждый в состоянии выдержать рев, гвалт, бурю (нет, тайфун!), свирепствующие в школьных коридорах на перемене, когда старшеклассники, словно сокрушительные цунами, перемещаются из класса в класс, а мелкота носится как угорелая в рекреациях. Артур Гиваргизов свой во всей этой школьной заварухе, и его книжка — о такой вот школьной действительности, которую очень сложно пережить без спасительного чувства юмора. Того и гляди, свихнешься.

Ольга Мургина