наверх
Детский музей: «Пейзажи и натюрморты» и «Васнецов»
30 августа 2002

Пейзажи и натюрморты / [Авт. коллектив Ю.Иванова, Н.Кондратович; Авт.-сост. К.Люцис]. — М.: Рус. энциклопед. товарищество, 2002. — 32 с.: ил. — (Дет. музей: Живопись Сев. Европы).

 

Васнецов / [Авт.-сост. серии С.Исмаилова; Авт. Ю.Иванова]. — М.: Рус. энциклопед. товарищество, 2003. — 32 с.: ил. — (Дет. музей: Рус. живопись).

  • i 2003arhiv9 2
  • i 2003arhiv9 3

Это чрезвычайно демократичное издание. Вместо огромных, глянцевых альбомов репродукций — скромные тонкие брошюры. Вместо обильного и зачастую весьма пауко… (ой! опечатка) наукообразного комментария, совсем простые короткие тексты. А когда дело доходит до цены, вместо страшных цифр с нулями, откровенное стремление к доступности.

Серия называется «Детский музей», и она имеет право так называться. Не только потому, что простая и дешёвая. В первую очередь, это умело и профессионально составленный обзор «основополагающего», рассказ о том, без чего не могла бы состояться отечественная и мировая живопись.

Одни выпуски посвящены персоналиям (Васнецов, Врубель, Репин и т.д.), другие представлены, как маленькие сборники («Портреты», «Шедевры русской живописи», «Пейзажи и натюрморты»). Выпусков этих уже полтора десятка, а обещают ещё больше. С точки зрения полиграфии одним художникам повезло больше, другим меньше, но общий уровень вполне приемлем, и десятилетний житель деревни Васильевское или ленивый молодой москвич, никогда не видавший живопись «живьём», сможет понять, что это красиво.

Главные заслуги серии — композиция и тональность комментария. Композиция заключается в том, что каждая картина сопровождается маленьким «рассказом». Что же касается тональности… Может быть, деревья на пейзаже Хоббема и не собирались «взлететь к солнцу», а бегущие облака на заднем плане имели у Брюллова какой-то другой смысл, но авторы этих рассказов о красоте так сильно и откровенно любят своё дело, что их тоже хочется полюбить.

Ирина Линкова