Серия «Самые красивые и знаменитые»: замки и дворцы

Замки; Дворцы. — М.: Аванта+, 2002. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые).

«…Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, — такая, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не сделав хуже…» (Леон Баттиста Альберти). Слова итальянского архитектора, открывающие этот сборник, вполне можно было бы поставить эпиграфом ко всей серии «Самые красивые и знаменитые». Любая книга серии несёт в себе ту самую «строгую соразмерную гармонию» — замысла и воплощения, текста и зрительного ряда, компетентности и вкуса.

В очередном томе роль «самых красивых и знаменитых» взяли на себя замки и дворцы. Представляя их, авторы между прочим замечают, что сравнение архитектуры с музыкой в камне стало давно общим местом. Но стоит ли отказываться от этого сравнения, если вся книга построена, как собрание мировых музыкальных шедевров? Здесь и таинственная, отстранённая мелодия святыни Тибета — дворца Потала в Лхасе. И затейливая баллада замка Блуа. И величественный гимн Шамбора. И воздушная соната дворца Ветров в Джампуре. И искрящаяся, пронизанная солнцем оратория Петергофа.

Музыка для глаз. Причём доступная буквально всем, кто возьмёт на себя труд открыть обложку этого на редкость «музыкального» тома.

Ирина Казюлькина