наверх
Николай Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях
08 февраля 2002

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. — М.: Дрофа, 2002. — 320 с.: ил.

Эта книга была опубликована в самом начале XX века и за десять с небольшим лет стала классической. Потом её постигла участь большинства дореволюционных изданий, где с уважением отзывались о королях и вельможах, — изъятие из библиотек и семидесятилетнее забвение. Впрочем, отдельные, чудом оставшиеся «в живых» экземпляры, стали неиссякаемым источником информации для всех, кто в силу своей профессии или пристрастий писал о растениях. А один из авторов, некий г-н Красиков, и вовсе пересказал содержание книги под собственным именем, лишь «украсив» текст многочисленными посредственными стихами и изрядной долей ботанических ошибок. (Красиков С.П. Легенды о цветах. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 303 с.: ил.).

Вторая встреча читателей с Н.Ф.Золотницким состоялась в 1991 году, когда «Агропромиздат» выпустил репринтное воспроизведение издания, напечатанного в типографии А.Ф.Девриена. Потом «Цветы в легендах и преданиях» публиковались ещё несколько раз, но уже с современной орфографией. Качество книг было различным, но, в сущности, объединяли их отвратительный переплёт, полное отсутствие иллюстраций и бумага, отнюдь не пленяющая взор.

Поэтому-то издание, выпущенное «Дрофой», и заслуживает отдельного разговора. Во-первых, текст Золотницкого предлагается здесь читателям в переработанном, то есть «осовремененном» виде. Так, например, вы не встретите в книге устаревшей главы «Цветы и торговля цветами в Париже», ценность которой абсолютно бесспорна разве что для дотошных историков. Остальной текст Золотницкого отредактирован, в результате чего бесследно исчезли встречавшиеся порой длинные, замысловатые фразы.

Во-вторых, новое издание не банально, с любовью проиллюстрировано. Фотографии растений, изображения икон, старинных миниатюр, портретов, афиш, обоев, скульптур, барельефов, мозаики, гобеленов, ювелирных изделий, орденов, монет, — весь этот нескончаемый зрительный ряд непосредственно связан с содержанием книги и одновременно самодостаточен. Потому что, даже не читая текста, можно долго любоваться ландышами работы фирмы Фаберже, китайскими рисунками камелий или иллюстрациями А.Рэкхема к пьесе У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». А если ещё учесть, что всё это напечатано на хорошей бумаге, становится ясно, что издательство «Дрофа» сделало настоящий подарок тем, кто любит цветы и подлинное искусство.

Надежда Воронова