наверх
Анна Флорковская. Модерн
11 октября 2002

Флорковская А.К. Модерн.— М.: РОСМЭН, 2002. — 103 с.: ил. — (История искусства для детей).

Эта книга очень заманчиво устроена. Достаточно заглянуть на страницу «Содержание» и голова идёт кругом от счастливого предвкушения: «Мир в эпоху модерна»… «Всемирные выставки»… «Объединения художников»… «Назад к природе!»… «Увлечение Японией»… отдельные главы про орнамент, витражи, журналы… И такой энциклопедический размах — в детском издании?!

Действительно, калейдоскоп фактов присутствует, современный принцип гипертекста неукоснительно соблюдён и картинок — много. Впрочем, не стоит особенно обольщаться. Каждому из тематических разделов (кроме «Архитектуры») посвящён всего один разворот, комментарий к многочисленным иллюстрациям часто сбивается на скороговорку, а стиль изложения иногда и вовсе поражает: «Завершение промышленной революции привело к росту производства товаров…» (с. 10). Искусство фрагментарности — жестокое искусство. Если теме Древней Руси в главе «Национальное прошлое» уделено двенадцать с половиной торопливых строк, нужно ли было вообще заявлять эту тему? И нужно ли рекомендовать книгу, отношение к которой неоднозначно?

Попробуем привести аргументы «за»:

— заинтересованный читатель пренебрежёт издержками формулировок и сумеет получить информацию;

— случайный читатель прочтёт оглавление (повторяем: очень конструктивное), посмотрит красивые картинки и, может быть, запомнит слово «модерн»;

— наконец, главное: во втором разделе книги под названием «Художники модерна» представлена двадцать одна персоналия отечественных и зарубежных классиков стиля.

Одного перечня их имён достаточно для того, чтобы обратить внимание на книгу в целом.

За минувшие пять лет в издательстве «РОСМЭН», в серии «История искусства для детей» вышли рассказы об импрессионистах, эпохе Возрождения, русских иконах и творчестве Леонардо да Винчи. Но каждое из этих изданий требует отдельного пристального разговора.

Ирина Линкова