Наталия Волкова. День открытых дверей. У меня есть тайный остров
Волкова Н. День открытых дверей : [стихи] / Наталия Волкова ; художник Диана Лапшина. — Москва : ООО «Издательский Дом “Фома”», 2010. — 24 с.: ил. — (Настя и Никита : прилож. к журн. «Фома»).
Волкова Н. У меня есть тайный остров : [стихи] / Наталия Волкова ; [ил. Д. Лапшиной]. — Москва : Априори-Пресс, 2010. — 80 с. : ил. — (Коллекция «Pionerские сказки» : проект Екатерины Силиной).
Имя Наталии Волковой уже знакомо тем, кто следит за развитием современной молодой поэзии для детей. Стихи Наташи публиковались в журналах «Весёлые картинки» и «Кукумбер»; она неоднократно участвовала в писательских семинарах и форумах, в том числе — в фестивале «Молодые писатели вокруг Детгиза» (поэтическая секция Михаила Яснова), становилась лауреатом литературных конкурсов. И вот в Москве почти одновременно вышли две книги молодого и талантливого автора: «День открытых дверей» в издательстве «Фома» и «У меня есть тайный остров» в «Априори-Пресс».
У меня есть тайный остров
Посредине океана. Нужно взять с собою просто Плот и друга-капитана… |
Пространство юмористической игры, создаваемое Наталией Волковой, интересно и близко читателю любого возраста, кроме самого малышового, когда ребёнок ещё не освоил навыки речи и не в состоянии понять, где тут смешное. Наталия охотно и вполне ловко играет словами, каламбурит, открывает «второй смысл» расхожих выражений: усталый причал раздражается, когда корабли к нему пристают, бетономешалка не может не мешать, ворон обижается, услышав «вор он», а в «день открытых дверей» совершаются открытия. Столь же неплохо Наталия осваивает чисто лингвистические шутки: на выставке хвостов происходит «хвОстовство», НОСок НОСят на НОСу, трусливый ВОР прячется «в растВОРе, в кроссВОРде, во дВОРе» и т.п. Можно сказать, что в текстах присутствует развивающая составляющая (кхе-кхе… вот что бывает, когда пытаешься прикинуться методистом от литературы).
Но раз уж зашла речь о составляющих, то не грех заметить здесь и ещё более важный элемент — воспитательный. Разумеется, Наталия не предлагает читателю прямых наставлений и не унижается до того, чтобы «читать мораль», но воспитательная идея в её стихах обязательно присутствует, и читатель отлично её воспринимает. Конечно, если почаще ронять на пол крошки и объедки и никогда не делать уборку, благодарные тараканы выберут тебя своим царём; пингвины никогда не простужаются, потому что с детства привыкли закаляться; а страшная ночная Жуть ничуть не опасна, потому что её легко прогнать, включив свет.
Отсутствие навязчивого дидактизма и вообще педагогического диктата очень характерно для стихов Наталии. С этим автором у читателя как-то сразу устанавливаются доверительные, дружеские отношения, и стихи позволяют «идти навстречу», вступать в их пространство, как художнику из стихотворения «Странная картина» удалось войти в собственноручно нарисованный фантастический пейзаж.
…Нарисовал он летающий дом,
Машущий нам на прощанье крылом, Стайку берёз, уносящихся ввысь, Плавно парящую рыжую рысь, в облаке синем — кита-великана, парусник в небе без капитана. «Что же, готово», — художник кивнул И, разбежавшись, В картину нырнул! |
Правда, в текстах Наталии пока ещё не всё безукоризненно. Не всегда выдерживается интонация, не повсюду удаётся сохранить естественно-полётное, разговорное движение речи. В стихах попадаются жёсткие, труднопроизносимые, не в похвальном смысле «прозаические» фразы, особенно с участием односложных и даже двусложных слов, попадающих в безударную «яму» («ждёт много вас новых», «и уши мой чаще», «волшебник стриг быстро», «его борода стала речки длинней»,«сумеет поймать лунный свет»). Однако все ошибки поправимы, все недостатки могут быть преодолены — и силы, и возможности у Наташи несомненно есть.
Ещё мы должны заметить, что Волковой очень повезло с иллюстратором. Перед нами как раз тот случай, когда поэт и художник «нашли друг друга» и совпали по видению мира. Картинки Дианы Лапшиной не только отражают сюжеты стихотворений, но и, кажется, «совпадают» с текстами по цвету, звуку, ритму. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть сценку с гномами, ловко вытирающими вымытую посуду, или с пингвинами на коньках, или с убегающим Дворцом, вслед за которым — не чтоб догнать, а просто для удовольствия! — несутся целеустремлённые мыши и те же гномы. Диана внятно и точно передаёт настроение Натальиных текстов, с большой симпатией изображает персонажей, не забывая о юмористических деталях, как бы даже и не предусмотренных сюжетом. В иллюстрациях Дианы множество разнообразных «дополнительных элементов», собак, пешеходов, воздушных шариков, вертолётов, и какая-то старушка с корзинкой то и дело попадается на пути, и какой-то незадачливый шофёр постоянно толкает своё такси вверх по крутым горам, и персонажи предыдущих стихотворений перебегают на следующие развороты — в общем, всё мчится и летит, но как-то приятно и занимательно, без мельтешения и суеты.
Обе книжки Волковой выпущены в составе серий, которые следует назвать особо: «Настя и Никита» от «Фомы» и… и непонятно что от «Априори-Пресс». На обложке книги «У меня есть тайный остров» написано «Коллекция “PIONERСКИЕ СКАЗКИ”», потом добавлено «Проект Екатерины Силиной», а потом ещё «Премьера “Априори-Пресс”». Что здесь является названием серии — угадать нелегко, поэтому у книги могут появиться проблемы в магазинной продаже и в библиотеках, так как покупателю и читателю трудно идентифицировать «товар», представленный сразу под тремя «вывесками». Сама же серия пока только началась, и трудно делать выводы о том, какое место занимает в ней «Остров» Наталии Волковой. Но уже сейчас можно назвать эту книжку заметным явлением, заслуживающим дружеского читательского интереса. Что же касается серии «Настя и Никита» от «Фомы», в которой выпущен «День открытых дверей», то она слишком уж неровная и по составу, и по качеству литературного материала (некоторые «художественные произведения» иначе, как «материалом», и не назовёшь). Впрочем, тем ярче и достойнее выглядит книжка Наталии на общем фоне.
И ещё — к сожалению, о грустном: если книжка от «Фомы» нарочно сделана (как и вся серия) недорогой и продаётся по доступной цене, то издание «Априори-Пресс» в магазинах всё же «кусается», что не может не огорчать. Вот уже в который раз книжная торговля оказывается не посредником, а барьером между автором и читателем…