Софья Прокофьева. Оставь окно открытым

Прокофьева С. Л. Оставь окно открытым : повесть-сказка / Софья Прокофьева ; [худож. Е. Медведев]. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2011. — 247 с. : ил. — (BiblioГид рекомендует).

…Если рассудить здраво, 
ведь это тоже не так уж плохо: 
быть Солнечной Сказкой.

С.Прокофьева. Оставь окно открытым

Обложка книги С.Прокофьевой «Оставь окно открытым». Худож. Е.Медведев

С момента первого выхода в свет эта сказка несколько раз меняла своё название: «Приключения Веснушки», «Веснушка — великий сыщик», наконец, «Сыщик в одном башмаке».
От «Сыщика…» читатели вправе ждать детективной интриги. Повесть же Софьи Прокофьевой — не детектив, а сказка, Солнечная Сказка о дружбе, любви и верности.

Читатели — вообще народ консервативный. Они болезненно реагируют на перемены, которые происходят с любимыми книгами, и в настоящем издании мы решили вернуться к первоначальному названию, первоначальному тексту и первоначальному облику этой сказочной повести.

Если помните, через открытое окно в детскую влетает вечный мальчишка Питер Пэн, а Венди, Джон и Майкл после многих приключений возвращаются домой. «Окно должно быть всегда открыто для них. Всегда-всегда!» — говорит миссис Дарлинг своему мужу мистеру Дарлингу. Через окно наведывается в гости к Малышу Карлсон, который живёт на крыше. Тем же способом пробирается в комнату к девочке Кате Веснушка, солнечный луч, который давным-давно оторвался от Солнышка и превратился в маленького человечка.
Ил. Е.Медведева к повести-сказке С.Прокофьевой «Оставь окно открытым»Кому бы на месте Кати не захотелось познакомиться с таким сказочным другом? Особенно, если тебе кажется, будто никто, решительно никто не желает с тобой дружить. Потому что ты не такой, как все, — ну, например, очкарик или, как девочка Катя, рыжий и весь в веснушках. Оказывается, быть рыжим очень даже здорово! И пусть глупый Васька дразнится сколько угодно. Ведь рыжий — цвет Солнышка, а Солнышко с незапамятных времён сражается с ужасной Темнотищей, и, стало быть, правда всегда на стороне тех, кто с полным на то основанием может гордо сказать: «Честное рыжее!»

Софья Леонидовна Прокофьева отлично это понимает. Она вообще знает толк в хороших сказках и остаётся верна этому жанру всю свою жизнь.

Росла будущая сказочница в творческой семье поэта, филолога, блестящего переводчика английской и японской литературы Веры Николаевны Марковой (1907-1995) и замечательного художника Леонида Евгеньевича Фейнберга (1896-1980). Впоследствии вместе с Верой Марковой и Ниной Гарской Софья Леонидовна сделает пересказы средневековых западноевропейских преданий, объединённых под названием «В стране легенд», а её отец украсит сборник тонкими, изящными иллюстрациями.

«В стране легенд» — дань увлечению Средневековьем, образы которого проникли в сказки Прокофьевой ещё в 1960-е годы. Впрочем, если окинуть взглядом самое начало её творческого пути, можно решить, что она вовсе не собиралась становиться писательницей. Окончила Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. По примеру отца, пробовала силы в книжной графике — оформленный Софьей Леонидовной сборник стихов татарского поэта Джавада Тарджеманова «Карусель» вышел в «Детгизе» в 1956 году. Но «сердцем и душой» она, по её собственному признанию, «всегда склонялась больше к литературе», ощущала себя скорее писателем, чем художником. Ещё девочкой, в 15 лет, сочинила поэтический «Античный цикл», между прочим, одобренный самим Б.Л.Пастернаком. А позже, когда родился сын, принялась писать сказки.

Ил. Е.Медведева к повести-сказке С.Прокофьевой «Оставь окно открытым»«Настоящая сказочница» — слова поддержки, сказанные когда-то Л.А.Кассилем, заставили Софью Леонидовну поверить в себя и своё призвание и опубликовать первый сказочный опыт — сказку в стихах «Кто лучше?» (1957). А потом сказки, одна другой интересней, посыпались как из рога изобилия: «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика», «Неизвестный с хвостом» («Приключения плюшевого тигра»), «Зелёная пилюля», «Сказка о жадном мальчишке» («Клад под старым дубом»), «Сказка о ветре в безветренный день» («Пока бьют часы»), «Не буду просить прощения», «На старом чердаке» («Тайна забытого чердака»), «Оставь окно открытым»…

Визитной карточкой писательницы (не в последнюю очередь благодаря удачной экранизации) многие считают «Приключения жёлтого чемоданчика». Другим ближе поэтичная и трогательная повесть «Лоскутик и Облако», также успешно экранизированная, но уже не в игровом, а в анимационном кино. Сама же Софья Леонидовна называет главным сказочный цикл «Повелитель волшебных ключей», куда входят пять повестей с одним общим героем — волшебником Алёшей: «Ученик волшебника», «Капитан Тин Тиныч» («Остров Капитанов»), «Глазастик и ключ-невидимка» («Девочка по имени Глазастик»), «Астрель и Хранитель Леса» («Астрель, принцесса Сумерки») и «Принцесса Уэнни» («Маленькая принцесса»). За третью из повестей — «Глазастик и ключ-невидимка» — писательница была удостоена в 2006 году Почётного диплома Международного совета по детской книге (IBBY).
Ил. Е.Медведева к повести-сказке С.Прокофьевой «Оставь окно открытым»Парадокс: будучи по образованию графиком, Прокофьева всегда предпочитала, чтобы её сказки иллюстрировали другие художники. Если вспомнить имена тех, кто в разные годы сотрудничал с Софьей Леонидовной, получится прекрасная художественная галерея: Владимир Лебедев, Валерий Алфеевский, Виталий Горяев, Давид Хайкин, Фёдор Лемкуль, Юрий Молоканов, Вениамин Лосин, Александр Кошкин, Юлия Гукова, Игорь Олейников… Особенно драгоценным представляется в этом ряду содружество писательницы с Геннадием Владимировичем Калиновским, оформившим повести «Лоскутик и Облако», «Ученик волшебника», «Глазастик и ключ-невидимка», «Астрель и Хранитель Леса».

В 1978 году к повести «Оставь окно открытым» издательство «Советская Россия» заказало чёрно-белые иллюстрации художнику Евгению Медведеву. К тому времени он уже имел за плечами солидный список книжных работ, публикации в журналах «Юность» и «Пионер», а годом раньше получил диплом Всероссийского конкурса искусства книги за высокий уровень художественного оформления повести Сергея Розанова «Приключения Травки».

С творчеством Софьи Прокофьевой Евгений Алексеевич встретился тогда впервые, и этот опыт так и остался для него единственным, хотя, в отличие, скажем, от Ники Гольц, тяготеющей к классике, он охотно брался иллюстрировать произведения своих современников: Льва Кассиля, Виктора Драгунского, Сергея Михалкова, Юрия Сотника, Владимира Железникова, Юрия Томина, Эдуарда Успенского.

Долгая и очень плодотворная дружба связывает художника с Владиславом Петровичем Крапивиным. Медведев оформил все или почти все наиболее значимые его книги: «Мальчик со шпагой», «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея», «Трое с площади Карронад», «Колыбельная для брата», «Журавлёнок и молнии», «Дети синего фламинго» и многие другие. За эту верность любимому писателю ребята из крапивинского отряда «Каравелла» удостоили Евгения Алексеевича самого высокого отрядного звания — Почётный командор.

Ил. Е.Медведева к повести-сказке С.Прокофьевой «Оставь окно открытым»В иллюстрациях к сказке Софьи Прокофьевой «Оставь окно открытым» художник, совсем не используя цвет, проявил лучшие свои качества: наблюдательность, ясность взгляда, выразительность линии, отменное чувство юмора. Обратите внимание: у каждого из персонажей есть свой характер, причём не только у людей, но и у животных.

Несомненная удача — образ солнечного человечка Веснушки. Евгений Алексеевич нарисовал его так, как дети рисуют солнце: круглое лицо с глазками-точками и торчащие в разные стороны волосы-лучи. Веснушка получился востроносеньким и очень славным, несмотря на капризный и временами даже вздорный нрав.

Простое и, казалось бы, лежащее на поверхности решение оказалось единственно верным. Художники, рисовавшие Веснушку после Медведева, не сумели добавить к этому образу ровным счётом ничего нового.

 

О Софье Прокофьевой и Евгении Медведеве читайте также в следующих изданиях:

Аким Я. Сказки Софьи Прокофьевой // Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. — М. : Астрель : АСТ, 2002. — С. 5-8.

Богатырёва Н. У романтиков — одна дорога : [о художниках Евгении Стерлиговой и Евгении Медведеве] // Читаем вместе. — 2008. — № 10. — С. 38.

Гавердовская Т. Сказочница из страны Фантазии // Прокофьева С. Сказочные повести. — М. : Детская литература, 2010. — С. 5-16.

Колядич Т. Прокофьева Софья Леонидовна // Русские детские писатели XX века. — М. : Флинта : Наука, 2001. — С. 365-367.

Меньшов В. Из чего делают сказки? // Кукумбер. — 2008. — № 1. — С. 32-34.
Мотяшов И. Чтобы правду найти // Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. — М. : Советская Россия, 1983. — С. 3-6.

Поздняев М. Спящая в позе бегущей // Знамя. — 2001. — № 12. — С. 219-220.
Серебряный век Софьи Прокофьевой / беседу вела Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2009. — № 6. — С. 8-9.

Софья Прокофьева и все, все, все / беседу вела Т. Макунина // Детская литература. — 2002. — № 5-6. — С. 51-55.

Токмакова И. Несколько слов к читателю // Прокофьева С. Ученик волшебника ; Лоскутик и Облако. — М. : Детская литература, 1980. — С. 3-4.

Токмакова И. Предисловие // Прокофьева С. Лоскутик и Облако. — М. : ОАО «Московские учебники», 2010. — С. 5-6.

Форзац книги С.Прокофьевой «Оставь окно открытым». Худож. Е.Медведев

Алексей Копейкин

 

Читать об авторе на Продетлит