Наталья Евдокимова. Лето пахнет солью

Евдокимова Н. Лето пахнет солью / Наталья Евдокимова ; [ил. и оформл. обложки Е. Горелик]. — Москва : Самокат, 2013. — 167 с. : ил. — (Встречное движение).

Evdokimova1«Лето пахнет солью» состоит из девяти историй о каникулах, проведённых на море. Не связанные между собой, они последовательно размещены во времени: первая случается с 1 по 8 июня, вторая охватывает период сразу за ней, и так вплоть до самого сентября истории летнего подросткового отдыха сменяют друг друга, будто — книга сама подсказывает сравнение — отдыхающие в съёмном домике в Крыму. На несколько дней приезжает одна семья, потом на две недели — другая, затем — следующая. Только успеешь с кем-то подружиться, как этот кто-то уезжает, появляются новые, другие люди, а там и лето подходит к концу. Схожим образом переживается эта книга: её герои, смешные и обаятельные подростки, едва успевают рассказать нам о себе и о том, что удивительного произошло с ними на море, едва мы привыкаем к их повадкам и голосу (а Наталье Евдокимовой удаётся каждому своему персонажу дать и то и другое), как отдых в Крыму заканчивается, и вместе с родителями, бабушками-дедушками или друзьями они выдвигаются к железнодорожному вокзалу.

Море, косвенно заданное в названии, действительно наполняет всю книгу. Крым можно почти потрогать: накатывающую на голые ноги волну, жаркую горную тропинку, южный рынок, котят, копошащихся во дворах домов, прилипший к плечам песок. Ловко, с какой-то поистине детской остротой чутья и чувства, автор ухватывает те особые впечатления, что сопровождают летние поездки, причём не только перемену запахов, тактильных ощущений, но и то предвкушение необычного события, счастливого чуда, которое всегда появляется на море, где кажется, будто унылые закономерности привычной рутинной жизни не имеют над нами власти.

Evdokimova2
Первая история случается с 1 по 8 июня, вторая охватывает период сразу за ней, и так вплоть до самого сентября... Ил. Е. Горелик к книге "Лето пахнет солью"

Недостаток у книги всего один: под конец немного устаёшь от того, что все сюжеты так или иначе заканчиваются романтической встречей, удавшейся влюблённостью, приобретённым воздыхателем. Если первые несколько вдруг завязавшихся тёплых дружб кажутся вполне естественным чудом ― тем самым, которое обещает волнующий блеск морского простора, ― то к пятому или шестому рассказу это превращается в досадную книжную условность. Знаковые встречи становятся всё внезапнее, мгновенные взаимность и взаимопонимание всё необоснованней. И даже присущие стилю Евдокимовой беззаботная интонация и бодрая ироничность не спасают ― слащавость нет-нет да и прорывает эту, казалось бы, надёжную оболочку.

А ведь именно у подростковых книг есть все возможности не фокусироваться на «любовной лирике» и не превращаться в «женскую прозу». Тем и хорош этот возраст, что глубокие и яркие чувства тогда разнообразны и, в общем-то, свободны от социальных условностей (если только специально не впихивать их в готовый трафарет ― трафарет ожидания любовного приключения, например). Полюбить подросток может ― да так, как редко когда ещё в жизни, ― полюбить кого или что угодно, совсем не обязательно прекрасного незнакомца, а запросто ― лучшую подругу, родителя, постер на стене, героя книги или мультфильма, те же лето, песок и море. Да и в приключение он может попасть куда более захватывающее, чем свидание. Обидней всего, что Наталья Евдокимова это прекрасно знает, иначе как бы у неё получались такие нетривиальные, но правдоподобные подростковые характеры. Стриженая тощая девчонка-сорванец, которая умеет делать мысленный шаг назад, чтобы осмотреть всё со стороны; саркастическая и самостоятельная девушка, которая недовольна доставшимся ей именем и кудрями; мечтательный, повёрнутый на аниме подросток; другой мальчишка ― изобретательный, импульсивный и влюбчивый… Все эти юные личности, встречающиеся на крымских просторах книги, вовсе не так просты и определённо достойны пережить что-то более увлекательное, чем курортный роман.

Ольга ВиноградоваEvdokimova3