наверх
«Мэри Поппинс» и «Отшельник и Роза» с иллюстрациями Геннадия Калиновского
30 июня 2013

Заходер Б. Отшельник и Роза : сказки / Борис Заходер ; художник Геннадий Калиновский. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2013. — 87 с. : ил.

 

Трэверс П. Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы : [сказоч. повесть] / Памела Трэверс ; перевод с английского М. Литвиновой ; художник Г. Калиновский. — Москва : РОСМЭН, 2012. — 166 с. : ил. — (Та самая книжка).

zahoder-treversВ последние годы издатели охотно обращаются к творчеству отечественных мастеров книжной графики, и среди них Геннадий Калиновский, пожалуй, один из самых востребованных. Для детей с его иллюстрациями переизданы Дж.Свифт, К.Чуковский, Ю.Коваль, Софья Прокофьева, многочисленные народные сказки, а для взрослых Студия «4+4» выпустила в коллекционном формате два тома его легендарной кэрролловской «Алисы». В том же ряду и новинки, о которых пойдёт речь, — с цветными рисунками Калиновского 1990-х годов.

К историям Памелы Трэверс о необыкновенной няне художник обращался несколько раз. Трижды (в 1968, 1972 и 1992 годах) он иллюстрировал «Мэри Поппинс» в сокращённом переводе Бориса Заходера и, наконец, в 1996-м оформил «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы» в переводе Марины Литвиновой. Её-то издательство «РОСМЭН» и перепечатало в серии «Та самая книжка». Стоит сказать, что у Калиновского эта версия «Мэри Поппинс» — первая полностью цветная; она получилась более спокойной и сдержанной, чем ранние чёрно-белые. При сравнении кажется, что, будучи ограничен в цвете, Калиновский старался компенсировать его отсутствие узорами, придумками, остроумными деталями; а решив сделать красочную версию, отказался от многих своих находок ради чистых цветов и фокусировки на героях. Естественно, достоинства «калиновского» стиля видны и здесь: выразительность и юмор, а также фирменная для художника «одомашненность» персонажей, — будь они хоть англичане, хоть короли, в них всегда узнаются обитатели соседнего двора. Сама Мэри Поппинс получилась совершенно замечательной: высокая, статная, колоритная особа, легко, в зависимости от выражения лица, превращающаяся из загадочной милой красотки в строгую и решительную гувернантку.

zahoder-trevers3 b
Ил. Г.Калиновского к сказочной повести П.Трэверс «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы»

«РОСМЭНу» удалось сделать довольно приятную книгу: с крупным шрифтом, яркими, чёткими картинками. Разве что дизайн обложки оставляет желать лучшего, но о неудачном серийном оформлении издателям не сказал только ленивый.

zahoder-trevers2«Отшельник и Роза» — переиздание книги сказок Бориса Заходера, выпущенной в 1990-е годы издательством «Радуга». По этим иллюстрациям можно убедиться, что с цветом Калиновский работал по-разному и вовсе не обязательно использовал его для «сглаживания» стиля: заходеровские звери раскрашены в психоделические цвета, фоны рябят детальками и расходятся красочными переливами. От сказки к сказке техника Калиновского меняется: поющий песни волк («Как волк песни пел») нарисован совсем иначе, чем заглавный ювелирно-акварельный «Отшельник», — размашистой, почти хулиганской, лохматой штриховкой — и раскрашен цветными карандашами. И хотя в этой книге, в отличие от «Мэри Поппинс», все персонажи относятся к животному или растительному миру, они ничуть не менее выразительны и колоритны. Носатые, мордастые радужные рыбы являют собой целое общество; рак смотрит добрыми глазами нерешительного человека; актиния выступает из хаоса морского дна тонким лицом гордой девушки; волк весь собран в своём небрежном нахально-хулиганском оскале, а на схематичных личиках его жертв-овечек — трагическая решимость. Все они — визуализированные типы, отрисованные характеры, иногда даже души. Если пролистать всю книгу и заглянуть в другие сказки, проиллюстрированные Калиновским, можно заметить, что звериная анатомия удаётся ему не всегда, но это не имеет значения: приблизительность внешней формы с лихвой искупается тонко схваченным внутренним огоньком.

zahoder-trevers4 b
Ил. Г.Калиновского к сказке Б.Заходера «Отшельник и Роза»

Книга, воссозданная издательством «Речь», отличается высоким качеством бумаги и печати, точно воспроизведёнными (сверенными с оригиналами) цветами, а также публикацией нескольких ранее не издававшихся иллюстраций.

Ольга Виноградова