наверх
Мирослав Шашек. Это Париж. Это Лондон
23 августа 2013

Шашек М. Это Лондон / М. Шашек ; [пер. с англ. Ю. Шипкова ; ил. автора]. — Москва : Карьера Пресс, 2013. — 60 с. : ил.


Шашек М. Это Париж / М. Шашек ; [пер. с англ. Ю. Шипкова ; ил. автора]. — Москва : Карьера Пресс, 2013. — 60 с. : ил.

shashek1 shashek2

В 1959 году, отдыхая в Париже, чешский художник Мирослав Шашек заметил, что гуляющие по городу туристы слишком поглощены всякими взрослыми делами и явно недостаточно рассказывают своим детям о том, сколько важного и удивительного можно увидеть вокруг. Так появилась идея книжек-картинок о разных городах — Шашек решил составить детский путеводитель. Он зарисовывал не только основные достопримечательности, но также случайные любопытные места, вроде блошиных рынков, экзотических магазинов, узких улочек. Обязательно рассказывал о милых мелочах: непривычных проездных билетах, разноцветных почтовых ящиках, униформе стражей порядка или о животных на улицах. Сначала книжек должно было быть три: о Париже, Лондоне и Риме. Но они так понравились публике — детям, которые стали забрасывать Шашека восторженными письмами, и взрослым, которые не преминули вручить ему несколько премий (например, книга про Лондон стала «Лучшей иллюстрированной книгой 1959 года» по версии газеты «Нью-Йорк Таймс»), — что художник продолжил свою серию «This is…» о разных странах и городах, в итоге создав целых 18 книг.

Но всё это случилось в 1960-х. Сейчас, когда по-русски вышли первые две книги — «Это Париж» и «Это Лондон» (обе датированы 1959 годом), стоит признать, что их назначение заметно поменялось. Впрочем, это и к лучшему.

В середине прошлого века книги Шашека были для многих детей единственным способом «побывать» в европейских столицах. Сейчас мир стал «меньше» — до других стран легче добраться, их можно быстро «посмотреть» в Интернете, увидеть в фильмах и мультфильмах. Вещи, которым раньше удивлялись, приезжая во Францию, сейчас находятся под рукой — как багет в ближайшем супермаркете. Некоторые сведения, которые приводит Шашек, устарели, реалии — исчезли. Если его книги-альбомы и открывают ребёнку мир, то мир уже несуществующий — мир образца 1960-х годов.

Но именно нецелесообразность этих «путеводителей», будто бы упразднив их содержание, вдруг со всей очевидностью выявила то, чему они на самом деле учат. Оказалось, не так важно, что именно рассказывается, важно — как. Эти книги показывают, как можно смотреть и что стоит видеть. Город — это всегда нагромождение зданий? Нет, со смотровой площадки он видится разноцветной мозаикой (вот мы и узнали кое-что об импрессионизме). Чтобы увидеть «Мону Лизу», обязательно идти в Лувр? Нет, вот же она в углу страницы, Шашек сам нарисовал ей удобную раму (этакий ранний постмодернистский опыт). Если Эйфелева башня такая высокая, что, кажется, ей и страницы мало, можно нарисовать её на двух? Да, конечно.

shashek b
Это, должно быть, очень внушительное строение, если на одну страницу оно ну никак не помещалось!

Любое настоящее произведение искусства учит нас не столько стилю (хотя по Шашеку легко изучать восточноевропейскую графику всё тех же 1960-х), сколько свободе взгляда и мышления. И того и другого у художника вдосталь — вот почему эти книги можно давать ребёнку не только перед поездкой или уроком французского/английского. Они входят в ряд «первых книг по искусству». Смотреть на помпезные исторические здания — и видеть, как забавно мельтешат вокруг них разномастные автомобили, как красиво и странно оплетают их геометрические узоры проводов.

Замечать, какой разной формы бывают фонарные столбы. Отдавать старушке с багетом и почтовому ящику столько же места в книжке (или в голове), сколько Пантеону, в котором похоронены «Руссо, Вольтер, Виктор Гюго и многие другие». Рисовать то, что хочется, рассказывать о том, что тебя удивило, и делать это по-своему. Ну и ещё шутить — вот чему, пожалуй, может научить детей эта классика более чем полувековой давности.

Виноградова Ольга

Ил. М. Шашека к собственной книге "Это Париж"