Мирослав Шашек. Это Париж. Это Лондон
Шашек М. Это Лондон / М. Шашек ; [пер. с англ. Ю. Шипкова ; ил. автора]. — Москва : Карьера Пресс, 2013. — 60 с. : ил.
Шашек М. Это Париж / М. Шашек ; [пер. с англ. Ю. Шипкова ; ил. автора]. — Москва : Карьера Пресс, 2013. — 60 с. : ил.
В 1959 году, отдыхая в Париже, чешский художник Мирослав Шашек заметил, что гуляющие по городу туристы слишком поглощены всякими взрослыми делами и явно недостаточно рассказывают своим детям о том, сколько важного и удивительного можно увидеть вокруг. Так появилась идея книжек-картинок о разных городах — Шашек решил составить детский путеводитель. Он зарисовывал не только основные достопримечательности, но также случайные любопытные места, вроде блошиных рынков, экзотических магазинов, узких улочек. Обязательно рассказывал о милых мелочах: непривычных проездных билетах, разноцветных почтовых ящиках, униформе стражей порядка или о животных на улицах. Сначала книжек должно было быть три: о Париже, Лондоне и Риме. Но они так понравились публике — детям, которые стали забрасывать Шашека восторженными письмами, и взрослым, которые не преминули вручить ему несколько премий (например, книга про Лондон стала «Лучшей иллюстрированной книгой 1959 года» по версии газеты «Нью-Йорк Таймс»), — что художник продолжил свою серию «This is…» о разных странах и городах, в итоге создав целых 18 книг.
Но всё это случилось в 1960-х. Сейчас, когда по-русски вышли первые две книги — «Это Париж» и «Это Лондон» (обе датированы 1959 годом), стоит признать, что их назначение заметно поменялось. Впрочем, это и к лучшему.
В середине прошлого века книги Шашека были для многих детей единственным способом «побывать» в европейских столицах. Сейчас мир стал «меньше» — до других стран легче добраться, их можно быстро «посмотреть» в Интернете, увидеть в фильмах и мультфильмах. Вещи, которым раньше удивлялись, приезжая во Францию, сейчас находятся под рукой — как багет в ближайшем супермаркете. Некоторые сведения, которые приводит Шашек, устарели, реалии — исчезли. Если его книги-альбомы и открывают ребёнку мир, то мир уже несуществующий — мир образца 1960-х годов.
Но именно нецелесообразность этих «путеводителей», будто бы упразднив их содержание, вдруг со всей очевидностью выявила то, чему они на самом деле учат. Оказалось, не так важно, что именно рассказывается, важно — как. Эти книги показывают, как можно смотреть и что стоит видеть. Город — это всегда нагромождение зданий? Нет, со смотровой площадки он видится разноцветной мозаикой (вот мы и узнали кое-что об импрессионизме). Чтобы увидеть «Мону Лизу», обязательно идти в Лувр? Нет, вот же она в углу страницы, Шашек сам нарисовал ей удобную раму (этакий ранний постмодернистский опыт). Если Эйфелева башня такая высокая, что, кажется, ей и страницы мало, можно нарисовать её на двух? Да, конечно.
Любое настоящее произведение искусства учит нас не столько стилю (хотя по Шашеку легко изучать восточноевропейскую графику всё тех же 1960-х), сколько свободе взгляда и мышления. И того и другого у художника вдосталь — вот почему эти книги можно давать ребёнку не только перед поездкой или уроком французского/английского. Они входят в ряд «первых книг по искусству». Смотреть на помпезные исторические здания — и видеть, как забавно мельтешат вокруг них разномастные автомобили, как красиво и странно оплетают их геометрические узоры проводов.
Замечать, какой разной формы бывают фонарные столбы. Отдавать старушке с багетом и почтовому ящику столько же места в книжке (или в голове), сколько Пантеону, в котором похоронены «Руссо, Вольтер, Виктор Гюго и многие другие». Рисовать то, что хочется, рассказывать о том, что тебя удивило, и делать это по-своему. Ну и ещё шутить — вот чему, пожалуй, может научить детей эта классика более чем полувековой давности.