Джон Норвич. История Англии и шекспировские короли
Норвич Дж. История Англии и шекспировские короли / Джон Норвич ; [пер. с англ. И. Лобанова]. — Москва : АСТ, 2013. — 415 с. — (Страницы истории).
Джон Норвич поставил перед собой непростую задачу: заново изучить все источники и понять, что и как происходило на самом деле с теми людьми, которые сто пятьдесят лет правили Англией и которых Шекспир сделал героями своих исторических хроник. Коснувшись вначале самих историков, чьими трудами пользовался драматург (а это были Э.Холл, Р.Холиншед, Ж.Фруассар, восемь лет проживший в Англии, Т.Мор и другие), автор последовательно и подробно рассказывает историю пяти королей злосчастной династии Плантагенетов.
Перед нами разворачивается панорама одного из самых драматичных периодов в истории Англии. Повествование начинается с правления Эдуарда III, раскрутившего маховик Столетней войны (1337), и заканчивается мрачной порой Ричарда III, чьей гибелью завершилась Война роз (1485). Рассказ идёт параллельно: как было на самом деле — и как события отразились в хрониках Шекспира «Генрих VI» (в 3 ч.), «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V» и, возможно, «Эдуард III» (авторство под сомнением).
Конечно, реальная картина полнее, ведь Шекспир брал из истории только самые характерные эпизоды, самые яркие характеры среди сотен участников событий. Норвич понимает разницу между научным трудом и драмой в стихах, но иногда историк в нём оказывается сильнее, и он упрекает великого драматурга в неточности и небрежности по отношению к датам и фактам. Правда, когда речь заходит о психологии героев, Шекспир чаще всего оказывается прав.
Случайно или нет, но самыми интересными в книге Норвича оказались два портрета: слабый король Ричард II — образованный, любящий искусство, но изнеженный, эгоистичный и злопамятный; сильный король Ричард III — безжалостно жестокий и циничный. Судьба обоих была плачевна. Королевской эмблемой первого был белый олень с золотой цепью и короной на шее. Эмблема второго — белый вепрь.
В эпилоге автор пишет: «Целью этой книги было установить, насколько Шекспир близок к исторической правде. В любом случае он был не историком, а драматургом. Он писал пьесы. И если ему удавалось своим творчеством не только удивлять и волновать, но ещё и просвещать аудиторию, то этого более чем достаточно. Он делал это в свои годы и продолжает это уже четыреста лет. Его пьесы бессмертны».
* * *
Хоть эта книга и не предназначена для детей, нам кажется, что её могут читать подростки, которым интересна история Англии и средневековой Европы. Для взрослых это лишний повод перечитать Уильяма Шекспира и поразмыслить над ним.