наверх
Станислав Востоков. Сэры и драконы
07 мая 2014

Востоков, С. Сэры и драконы : стихи для детей / Станислав Востоков ; художник Наташа Гаврилова. — Москва : Самокат, 2013. — 39 с. : ил.

Обложка книги С.Востокова «Сэры и драконы». Худож. Н.ГавриловаНельзя сказать, что поэзия для детей «не интересует» современных российских издателей. Но в этой жанровой нише наблюдается заметный перекос в сторону младшей аудитории. Издаётся большое количество стихов для малышей, для дошкольников — иными словами, для родительского, материнского чтения вслух. Детская поэзия для самостоятельного чтения — явление на сегодняшнем рынке довольно редкое, несмотря на то, что существует немалое количество авторов, развивающих как лирическую традицию, так и игровую манеру. В «игровом» направлении работают сегодня такие авторы, как Андрей Усачёв, Сергей Белорусец, Марк Шварц, Игорь Жуков, Наталья Волкова, но из них лишь Усачёв более или менее заметно присутствует на книжном рынке.

При нехватке поэтических книг такого рода сборник стихотворений Стаса Востокова «Сэры и драконы» представляется заметным и небезынтересным явлением.

Ил. Н.Гавриловой к стихотворению С.Востокова «Храбрый рыцарь»

В этих стихотворениях пародируются и забавно обыгрываются условные представления о западноевропейском «средневековье», хорошо знакомые читателям сказок и фэнтези. Здесь действуют цари и короли, рыцари, драконы, людоеды, пираты, разбойники и привидения. Автор предлагает комическое переосмысление сказочно-фэнтезийных мотивов, в игровой форме «пересматривает» традиционные взаимоотношения «героев» и «злодеев», демонстрируя юмористическое отношение к «готическим ужасам», «страшным тайнам» и соответствующему антуражу.

Прилетают ночью духи
В старое имение.
Пусть они не тронут мухи —
Страшно тем не менее!

Конечно, приём комического «пересмотра» традиционных «ужасов, чудес и приключений» нельзя назвать новым; однако же этот приём — один из немногих, не потерявших свежести и не утративших обаяния. Традиция «весёлой жути» — разумеется, при условии талантливого следования её принципам — по-прежнему востребована читателями детского возраста.

Стихи, представленные в сборнике, не только остроумны, но и — не побоимся этого слова — познавательны, а кроме того — отчасти и поучительны. Кроме того, они представляют собой интересный и вполне достойный материал для работы художника-иллюстратора.

В плане оформления здесь напрашивалось, конечно же, воссоздание «средневековой» атмосферы, узнаваемые особенности которой так ловко обыгрывает автор стихотворений; можно было показать читателю мрачный «готический» мир, по которому там и сям рассыпаны внезапные и потому смешные приметы нового времени.

Ил. Н.Гавриловой к стихотворению С.Востокова «Что едят драконы?»

Художница Наташа Гаврилова пошла, однако, по пути наименьшего сопротивления и оформила книжку в востребованной нынче у издателей «как бы детской» — усреднённо-«детской» — манере.

По факту это значит, что человеческие персонажи в книжке представлены круглолицыми и большеглазыми, а всё остальное — домики, драконы, цветы, лошадки, привидения, деревья — в обобщённых формах; всё обведено контуром и залито цветом. Например, разворот с тремя стихотворениями о призраках (одно из них процитировано выше) отрисован так: сами духи изображены в виде толстых полусарделек густо-розового цвета; мрачная готическая башня тоже представляет собою полусардельку, но с крышечкой, а мрачное готическое окно в этой башне — полусардельку на подставочке и опять-таки розового цвета. Никаких неожиданных находок, никакого попадания в стилистику автора стихотворений, — просто условно-приблизительные сардельки с глазами.

Такое усреднённо-псевдодетское рисование вообще отличается, как правило, приблизительностью и невниманием к деталям. Скажем, художница рисует дамам готический головной убор «эннен» (в виде высокого колпака с прикреплённой к нему длинной вуалью), но с упорством, достойным лучшего применения, наряжает их при этом в укороченные платья с низкой талией и широченной юбкой на кринолине, да ещё подрисовывает пышные рукава с буфами или раскрашивает платье в polkadot. Не сочтите меня занудой, но познавательная составляющая книжной иллюстрации таким образом сводится к нулю.

Конечно, мы не можем сказать, что Наташа Гаврилова лишена таланта или слишком ленива. Но всё же подборка «средневековых» юмористических стихотворений Стаса Востокова явно заслуживает более внимательного и более креативного иллюстрирования. Пожалуй, читателю книжки придётся задействовать собственную творческую активность, и тогда его ждёт увлекательное и весёлое взаимодействие с хорошей книжкой.

Ил. Н.Гавриловой к стихотворению С.Востокова «Ветеран»

Мария Порядина