наверх
Генрих Бёлль. Уроки рыбалки
04 октября 2014

Бёлль, Г. Уроки рыбалки / Генрих Бёлль ; пересказ Бернара Фрио ; перевод с французского Аллы Смирновой ; иллюстрации Эмиля Браво. — Санкт-Петербург : Поляндрия, 2014. — 35 с. : ил.

byoll«Уроки рыбалки» — это комикс. Как, неужели Генрих Бёлль работал в этом жанре?.. У людей, знающих и любящих творчество замечательного немецкого писателя, может возникнуть удивление и даже недоверие. Но это быстро проходит, когда начинаешь читать и смотреть книжку.

Море, летают чайки, вдали виден мыс, на нём белеет маяк. «В маленьком портовом городке на западном побережье Европы бедно одетый человек дремлет на солнышке в рыбачьей лодке». К нему подходит турист и будит щёлканьем своего фотоаппарата.

Рассказ-притча о рыбаке и любопытном туристе занимает меньше места, чем его пересказ и истолкование. Это история простая и глубокая, как море. Рыбак уже поймал столько рыбы, сколько ему нужно на сегодня, на завтра и послезавтра. Зачем выходить в море снова и снова, как советует энергичный турист; зачем две лодки вместо одной; траулер, коптильня, консервный завод, рыбный ресторан и всё, что сулит его случайный собеседник, увлечённый полётом воображения?

byoll2

Остроумная идея пересказать для детей рассказ Генриха Бёлля, впервые опубликованный в 1963 году, блестяще воплощена Бернаром Фрио и художником Эмилем Браво в 2012-м. Всё, о чем говорит турист, проносится перед нами, как кадры фильма. «Воздушные», или, вернее, «водяные» замки, возникающие в воображении туриста, художник рисует во всех подробностях с неподражаемым юмором. По мере того, как растёт благосостояние рыбака, меняется его выражение лица, окружение, и над ним летают уже не чайки, а альбатросы. Турист захлёбывается от восторга: «…Поставлять омаров прямо в Париж без посредников, и потом…» Хлопнув туриста по спине, как поперхнувшегося ребёнка, рыбак тихо спрашивает: «Что потом?»

byoll3

Выслушав заключительные и очень важные слова, которыми обменялись герои, мы постепенно удаляемся от берега, и на последнем белом листе «камера» художника показывает маленькую лодочку, в которой рыбак снова дремлет, а турист молча стоит, задумавшись.

Каждому своё. Два этих человека, скорее всего, никогда не поймут друг друга. Волны стремятся к берегу, и в них «радостно плещется ещё никем не пойманная рыба».

Маргарита Переслегина

byoll4