Ая эН. Библия в SMSках

Ая эН. Библия в SMSках : [роман] / Ая эН ; [худож. В. Калныньш]. — Москва : Время, 2012. — 303 с. : ил. — (Самое время!).

Мы часто думаем, что зло совершается какими-то особыми злодеями, специально обученными негодяями, воспитанными в ненависти ко всему доброму и прекрасному. А оно совершается повседневно, обыденно и кем попало. Совершенно обыкновенными людьми, которые даже не очень-то и задумываются, хорошо они поступают или плохо. Каждым из нас, может быть.

Но и добро тоже редко совершается специально обученными героями. Самые обычные люди иногда совершают хорошие и прекрасные поступки. Иногда — даже не задумываясь.

Вот и непонятно, как же всё это происходит. Как жить-то вообще? как отличать добро от зла?

…Увидев название романа, некоторые могут подумать, что перед нами библейские истории, изложенные «для начинающих» в занимательной форме — в виде «коротких сообщений», востребованных недалёкими тинэйджерами, которые не в состоянии «асилить» большой объём текста. Но это предположение будет неверным.

Просто по сюжету одна внезапно спохватившаяся старуха вздумала заняться прикладным миссионерством и приобщить своих внуков к духовным ценностям. Это же очевидно — все вокруг гады и паразиты, мир катится в безумие разврата, а наша молодёжь! Эта молодёжь!..

А что молодёжь?

Салим — обычный современный подросток из местечка Осечки где-то под Краснодаром, неоднократно безотцовщина и окончательно сирота: мать недавно померла, настоящий отец — неизвестно кто и неизвестно где. В наличии младший брат Стасик(«маленький сопливый изверг» с явной задержкой в развитии) и бабушка.

Евка — обычный современный подросток из Москвы, прикольная диффчёнка, пазитиффка, чмоке. Мама с папой живут в Чикаго — предки что надо: современные, продвинутые, особо не грузят без необходимости. В наличии старший брат Максик («почти красавец, почти кандидат по прыжкам в воду и почти кандидат непонятных политических наук») и бабушка.

У Салима — бабка Веруня из Ельца, старая, толстая, сама как корова и смотрит как корова, зовёт Санечкой, носит бесформенные кофты, обнимает душными руками, пахнет церковью и кладбищем, надоела со своим борщом, творожком, со своей жалостью надоела, дууура!

У Евы — бабуля Вера Игнатьевна — моложавая, подтянутая, одевается в светлое; в свои семьдесят два года ещё преподаёт (историю этики) и водит машину, в метро последний раз была при Брежневе. У неё дом в Опалихе, квартира на Стромынке, и всё это достанется внукам — Максиму и Евгении (Евке)… при одном условии.

Вера Игнатьевна не собирается «оставлять дом, квартиру и все заработанные честным трудом ценности неблагодарным, невоспитанным и погрязшим в дешёвом разврате… и погрязшим в разврате и похоти своим потомкам!» Поэтому внуки немедленно должны духовно просветиться и нравственно улучшиться. Бабуля даёт им «ровно десять дней, чтобы почитать Библию, одуматься и исправиться». А если они не вернутся в лоно духовности, то всё наследство бабуля отпишет какому-нибудь сиротинушке.

Насчёт разврата и похоти — это она, конечно, загнула. Но если в целом, то бабуля, в общем-то, права. По части духовной культуры у внуков слабовато, особенно у Евгении. При одной только мысли о том, что придётся читать Библию, на Евку наваливается такая дикая тоска, что ужас ваще. Эта ваша Библия — там же один сплошной депресняк и никакого позитива!

Хотя и с сиротинушками, если взглянуть на вещи объективно, дело обстоит не лучшим образом. Тот же Салим, бедолага, вообще уверен, что «херувим» — это матом.

В принципе-то Евка вовсе не возражает против неплохого наследства, да и бабулю специально огорчать ей, в общем-то, нет причины. Поэтому ей приходится скоренько пройти курс духовно-нравственного ликбеза. Формального, как любой подобный курс. В эсэмэсках от старшего брата.

(«Ах, нельзя так со священной Книгой! ах, это кощунство!»

Да ладно вам. С литературой в школе ещё не так обходятся, ради вашего ЕГЭ, и что-то вы не очень-то протестуете.)

…А Вера Игнатьевна, раздосадованная отсутствием у внуков духовности и энтузиазма, уже приступает к поискам подходящего «сиротинушки».

Евка и Салим — это, как говорили публицисты в советские времена, «два мира — два детства». Трудно предположить, что эти совершенно разные дети внезапно окажутся внутри одного и того же жизненного сюжета. Но пути неисповедимы, замыслы темны, да и роль случайности никто не отменял. Евка пытается решить свои проблемы. Салим пытается решить свои проблемы. И вдруг проблемы оказываются общими. Всё так сложно завязывается и переплетается… А Макс всё шлёт свои эсэмески: «Б сказал: яблоко съеш — умрёш. Е съела».

…Как и дебильный Стасик, которому бабка не велела кушать «ябоко», а то в животе заведётся «чевяк».

Познание добра и зла — оно вот так и происходит. Как ни запрещай, человек всё-таки съест яблоко. Даже если оно не очень-то райское.

Ая Эн — честный и на этот раз по-настоящему сильный автор. Она не раздаёт готовых решений, не давит на читателя, не пытается внушить ему правильную «мораль». Но всем ходом своего повествования, всей логикой сюжета и убедительностью характеров она показывает читателю, что каждый человек сам выбирает, как жить, и сам отвечает за свой выбор.

Именно о таких книгах можно сказать, что они по-настоящему нужны сегодняшнему читателю в том возрасте, когда приходит время задуматься о яблоках.

Мария Порядина

 

Читать об авторе на Продетлит