наверх
Нина Дашевская. Вивальди. Времена года
24 апреля 2017

Дашевская, Н. Вивальди. Времена года : музыкальная история / Нина Дашевская ; рисунки Александры Семёновой ; [пер. сонетов М. Яснова ; послесл. А. Майкапара]. — Санкт-Петербург : Издательский дом «Детское время», 2017. — 64 с. : ил.

Если вы человек взрослый и предпочитаете музыку классическую, от «Времён года» вас наверняка трясёт. Уже тысячу раз вы сравнили исполнения Герберта фон Караяна и Витторио Негри, ознакомились с версией, «пересочинённой» Максом Рихтером, признали — это лучше, чем Джеймс Ласт… Всё, больше нет сил. Одно из величайших музыкальных творений заиграно-затёрто так, что его словно бы и нет.

dashevskaya

Чтобы рассказать об этом сочинении ребёнку, да ещё подробно, «в лицах», нужно любить музыку очень сильно. Наверное, именно так её любят писатель (и скрипач) Нина Дашевская и художник Александра Семёнова. Книга у них получилась простой, изобильной и небанальной, разрушающей шаблоны и соединяющей несоединимое.

Во-первых, это книга научно-познавательная. Художественный рассказ Дашевской вовлекает нас глубже и глубже, пока дело не дойдёт до серьёзного, но легкочитаемого музыковедческого комментария Александра Майкапара.

Во-вторых, это книга поэтичная. Дашевская легко, просто и свободно говорит о том, что знает и любит, и она хорошо понимает — это беседа с ребёнком, то есть читателем/слушателем, у которого опыт минимальный, а восприимчивость очень богатая. Из этого рождается особое чувство, особый «воздух» текста. Ближе к финалу действительно появляются стихи — сонеты самого Вивальди в прекрасном переводе Михаила Яснова.

dashevskaya2

В-третьих, иллюстрации тут — ни в коем случае не что-то вспомогательное, но они и не стремятся «завоевать» внимание, оставив работу писателя в тени. У слов и образов, у Семёновой и Дашевской получился настоящий союз. Даже композиционно все выстроено в лучших — и полузабытых — традициях «конструирования» книги: текст и рисунки дополняют друг друга, занимают подлинно своё место.

Вспомним предыдущие книги Александры Семёновой — она всегда тяготеет к чёткой, выверенной композиции. В новой работе взята новая высота: разглядывая «картинки», насыщенные деталями и цветом, не знаешь, чем больше восхищаться: собственно изображённым или же самоценной геометричностью форм. Недаром главное действующее лицо таких «насыщенных» разворотов — архитектура.

Другие страницы (их больше) пестрят героями, объектами, предметами — как будто разрозненными. На самом деле разъять ничего нельзя, из-за малейшего изменения целостность нарушится. Использована даже пустота: белое пространство листа воспринимается как снег, вода, всё тот же воздух. 

dashevskaya3

Такая книга расскажет не только о Вивальди. Она покажет, что её, книгу, стоит воспринимать как что-то единое, неразрушимое. А лёгкость, «невесомость» заключаются и в том, что получилась она достаточно короткой — чуть больше полусотни страниц. Не краткость недосказанности, а краткость хорошего стихотворения — большего не надо. 

dashevskaya4

Весна едва подобралась к середине, но можно быть уверенным: вышло одно из самых изысканных изданий года. И даже если вы замученный «Временами года» взрослый, то после такой книги захотите их переслушать.

Кирилл Захаров

Сохранить