наверх
Валентина Полунина, Аминад Капитунова. Гербарий: Составление композиций и орнамента
16 июня 2003

Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий: Составление композиций и орнамента. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — 96 с.: ил. — (Семейный клуб выходного дня).

GerbariyЛет десять-двадцать назад каждый ученик младших классов был обязан предъявить учителю самостоятельно сделанный гербарий. Представляете, идёт по лугам и полям какой-нибудь второклашка и рвёт все понравившиеся листики и цветочки?.. Наивно было бы думать, что с собой он прихватит толстенную Красную книгу или определитель растений N-ской области. Ещё проще поступали дети из городов, где имелись Ботанические сады. Сады большие, сотрудников мало, а главное — весь класс можно удивить выдранной втихаря в уголочке редкостью. И с названиями мучиться не надо — вон, таблички везде стоят. Хочешь, на русском языке списывай, хочешь — на латыни.

Потом нашёлся в Министерстве просвещения кто-то умный и эту варварскую традицию тотального сбора гербариев отменил. Слава Богу. Гербарий — прерогатива учёных, а не полчищ школьников, бессмысленно и бездумно уничтожающих тысячи растений. В Европе эту истину поняли давно: за выкопанную или сорванную в природных условиях (не говоря уж о частных садах) травинку нарушителю грозит весьма ощутимый штраф и большие неприятности. А в Японии рядом со школой может расти огромная магнолия и все (!) цветы на ней, можете не сомневаться, останутся целы. Что поделаешь, менталитет!

Мы же, следуя русской традиции, вновь наступаем на те же грабли. В серии «Семейный клуб выходного дня» выходит книжка под названием «Гербарий». Сразу приходит в голову, что здесь самозабвенно рвать и сушить «цветочки-василёчки» предлагается уже не только детям, но и их папам-мамам, а главное — бабушкам-дедушкам, которые с удовольствием вспомнят навыки, привитые им в далёком детстве. А что? Невинное занятие, способное сплотить поколения…

На самом деле всё гораздо «круче». Авторы предлагают родителям развивать в детях любовь к родной земле и природе с помощью… гербария. (А почему бы не прививать любовь к животным с помощью таксидермии?). Но главная «фишка» заключается даже не в этом, а в том, что собирать растения нужно не в тайге какой-нибудь или дремучем лесу, а в окрестностях имения А.С.Пушкина — в Михайловском. И потом, вспоминая стихи великого поэта, создавать с детьми флористические «настроенческие» коллажи. Интересно, слышали ли г-жи Полунина и Капитунова, что Михайловское со всеми его окрестностями — заповедник? И что профессиональные флористы материалы для своих работ покупают, а не бегают по лесам и полям в поисках уцелевшего цветочка?..

Наконец, позвольте мне процитировать заключительные слова книги: «Природа родной земли, как прекрасна она в любое время года, и долг каждого из нас защитить её от оскудения, чтобы оставить грядущим поколениям в наследство всю роскошь цветущих лугов и полей». Вы что-нибудь понимаете?..

* * *

Допускаю, что найдутся взрослые, для которых всё сказанное — пустое сотрясение воздуха, которым по большому счёту наплевать на всякую там «охрану природы». С ними я хочу поговорить о другом: о качестве текста и о том, кому он адресован.

Поверьте, чтобы создать элементарный коллаж, флористы учатся годами. И невозможно даже с помощью серии рисунков, не говоря уж о простом словесном описании, объяснить эстетические законы и технологию создания той или иной композиции. Поэтому-то и получился у авторов текст, где абстрактные размышления сочетаются с маловразумительными «фигурами высшего пилотажа».

И ещё об одном. Вы знаете, что такое методическое пособие? Подобное издание предназначается, как правило, для служебного пользования и адресовано конкретному специалисту: учителю, библиотекарю и т. д. Обычный человек читать его никогда не будет — за ненадобностью. Так вот, книга «Гербарий» и есть то самое методическое пособие. С одним, правда, убийственным уточнением: адресовано оно неизвестно кому.

Надежда Воронова