Скорая профориентационная помощь

Весной все старшеклассники страны ощущают на себе давление не только атмосферного столба «весом 214 кило», как известный герой Ильфа и Петрова, но и обострение мук выбора будущей профессии. Особенно в преддверии экзаменов, после которых перед каждым выпускником неотвратимо встанет проблема: куда подавать документы?

Тем, кто ещё не определился с выбором, могут помочь специалисты по профориентации. Есть консультации, есть тренинги, призванные помочь ребёнку выбрать свой путь. Но не всем родителям доступны такие формы работы с подростком.

На помощь могут прийти книги. Используя специальную литературу, ребёнок сам или вместе с родителем составит представление о профессии и поймёт, в каком направлении хочет строить карьеру.

О книгах, которые используют в своей профориентационной работе специалисты Российской детской государственной библиотеки, мы говорим с кандидатом психологических наук, доцентом Александрой Викторовной Березиной, научным сотрудником отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения.

— Ещё несколько лет назад, разрабатывая профориентационные квесты, мы начали подбирать литературу, помогающую в профессиональном самоопределении. Однако с сожалением заметили, что современных изданий не так уж и много. В последние пять лет такая литература начала активно издаваться, причём как научно-популярная, так и художественная. И это не может не радовать.

— Какие издания можно порекомендовать сегодня тем, кто стоит на пороге взрослого мира, но ещё не ощутил своего призвания?

— Есть издания для старшеклассников и их родителей, которые могут помочь сориентироваться самостоятельно. Одна книга так и называется: «Как выбрать профессию в 17 лет», автор В.С. Тундалева. В ней поднимаются вопросы выбора профессии, факторов, влияющих на этот выбор. Для чего люди выбирают ту или иную профессию? Как меняется отношение человека к выбранной профессии в зависимости от возраста? Для чего я поступаю в вуз? Как мотивировать себя на учебу? Что делать, если профессия не нравится? С помощью психологических тестов, опросников и методик, приведённых в книге, можно узнать свои склонности, способности и интересы.

Много прикладных методик содержит и другая серьёзная книга — «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Старшеклассники могут проверить свои способности и степень своей готовности к тому или иному профессиональному виду деятельности. Материалы энциклопедии подробно рассказывают о деятельности специалистов разных профессий и о том, как сделать выбор: совместить, что «я хочу» и что «я могу», и найти своё место на рынке труда.

— Выбирая профессию, школьники не всегда представляют себя в ней, не знают её особенностей, а также своих возможностей. Не знают, на что обращать внимание при выборе профессии. Иллюстратор, писатель, программист, а может быть, инженер-конструктор? Что нужно знать и уметь, какими качествами обладать?

— На эти вопросы может помочь ответить «Гид по выбору профессии. Иллюстрированное руководство по поиску профессии». В этой книге есть разделы, посвящённые различным сферам профессиональной деятельности: искусству, спорту, медицине и многим другим. В каждом разделе есть подробное описание профессий, умений и навыков, необходимых для успешной карьеры в выбранной области.

— А как быть тем, кто определился с вектором карьеры, но не очень ориентируется в выбранном направлении? Куда поступать? В какой вуз или колледж? Или не поступать сразу, а пойти вначале попробовать себя на практике?

— Можно порекомендовать книгу Нелли Литвак «Формула призвания. Семь правил выбора вуза». Автор по образованию и профессии математик, живёт и работает в Голландии. Несмотря на это, хорошо знает образовательную систему не только Голландии, но и России. Нелли Литвак предлагает свою формулу удачного выбора профессии и вуза, основываясь на собственном опыте и наблюдениях, знании особенностей систем образования различных стран. Книга ярко и динамично написана, в ней предлагаются четкие практические рекомендации. Читая её вместе с подростком, родители смогут обсудить его дальнейшие жизненные и профессиональные перспективы.

— Как быть тем, кто выбирает между несколькими профессиями, размышляет, сомневается в своих способностях и возможностях овладения этим родом занятий? Или наоборот слишком уверен в своём выборе, но имеет о профессии поверхностное представление?

— Здесь подойдёт знакомство со специализированными изданиями, подробно описывающими конкретную область. Такими как «Азбука профессий. Строитель», «Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы», «Как стать архитектором», «Твои правила. Балет. Книга о безграничных возможностях».

Есть книги, написанные о конкретной профессии «изнутри». О педагогической карьере рассказывает известный педагог Шалва Амонашвили в своей книге «Как любить детей». О профессиональной спортивной карьере — Мария Шарапова в книге «Моя жизнь. Автобиография Марии Шараповой». О профессии журналиста — Николай Яременко «Как стать радиожурналистом. Работа на радио в вопросах и ответах».

— Над выбором послешкольного пути не приходится ломать голову только тем, кто с детства увлечён конкретным делом. Но большинству всё же так не везёт. Некоторые дети проявляют способности одновременно в разных областях, другие не демонстрируют особых склонностей ни к одному предмету. Школа тоже играет в этом свою роль, требуя от детей успеваемости по всем предметам сразу. Можно ли как-то облегчить их участь, заранее начав знакомить ребёнка с огромным полем современных профессий? Есть ли издания, ориентированные на младших и средних школьников?

— Для школьников 4-6 классов, которые только начинают знакомиться с миром профессий, получают первую информацию в этой области, подойдёт книга С. Н. Чистяковой «Рассказы о профессиях: книга для чтения по предмету «Технология» для учащихся 5-6 классов». Здесь представлена палитра профессий, с названиями которых школьник часто сталкивается, но не всегда знает, что за ними стоит. Военнослужащий, парикмахер, эколог, архитектор, артист цирка, актёр, водитель, педагог и многие другие. В коротких рассказах раскрывается содержание профессиональной деятельности этих специалистов.

Большой вклад в создание насыщенного образа профессии может внести чтение художественной и научно-популярной литературы. Д. Гранин «Иду на грозу», М. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Вигдорова «Мой класс», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», И. Лисова «Когда я вырасту, я буду работать в полиции», Дж. Хэрриот «Кошки и собаки», Д. Даррел «Ковчег на острове» (и другие книги), Н.Миклухо-Маклай «На берегу Маклая» и другие.

Все упомянутые книги доступны в РГДБ. Читая их, дети смогут в увлекательной форме познакомиться с различной профессиональной деятельностью, составить собственное представление о профессии и, возможно, понять, в каком направлении строить карьеру и получать образование.