Летняя дверь в чтение. Читать интересно и легко

У родителей, чьи дети не читают или читают мало, читают медленно, читают нехотя, начинающееся лето вместо заслуженного отдыха вполне может стать продолжением учебного года. И всё из-за списка под названием «Летнее чтение». Этот список внушителен, серьёзен, к нему страшно даже подступиться. Часто он вызывает уныние и тревогу, а также желание забыть про него до сентября.

Лето — слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на непосильное занятие. А именно таким представляется чтение малочитающему ребёнку. И многие родители считают так же, относясь к чтению как к заведомо безрадостному, но необходимому тяжкому труду. Всё лето идет сражение с ребёнком и его нежеланием читать. «Пока не прочитаешь, не пойдёшь гулять!» — вот так благое намерение в некоторых семьях даже оборачивается наказанием.

Другие, наоборот, полагают, что незачем отнимать у чада драгоценное свободное время на то, что сами считают неважным и скучным делом: есть альтернативные источники информации, не обязательно много и хорошо читать, чтобы вырасти образованным человеком.

Всем, кто так или иначе сталкивается с этой проблемой, будет интересно и полезно узнать, какие камни лежат в фундаменте детского «нечтения», какие простые способы существуют для привлечения ребёнка к книге и формирования у него желания читать. Об этом наш разговор со специалистами отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ.

Ответ на вопрос, что почитать летом и как почитать, не такой простой, как кажется. Потому что дети все разные. Одни уже читатели в начальной школе, у них сформирована мотивация, они уже хотят читать. Другие только-только научились складывать буквы в слова и продираться сквозь смысл. Третьи читают, но поняли, что это очень тяжело, и у них не то что проблема с положительной мотивацией, у них чтение с негатива начинается, и они стараются всеми силами от него отказаться. Все дети очень разные, и под чтением мы тоже разные вещи подразумеваем. Читать — это получать удовольствие, читать — это необходимость, потому что ты без книжки не можешь уснуть, читать — это просто буковки складывать.

Если чтение рассматривать не как атрибут образованного и культурного человека, а как функцию, в чём можно увидеть главную проблему нечитающего школьника?

Проблема в функциональной неграмотности. То есть, когда вроде ребёнок умеет читать, но навык чтения не сформировался. Встречается длинное слово, и он его читает по слогам. Учителя математики говорят, что дети четвертых-пятых классов примеры-то хорошо решают, а задачки им с большим трудом даются, потому что они не могут прочитать и понять условия. Бывает, и семиклассникам, и даже восьмиклассникам читать ещё трудно.

С чем это связано?

У этих детей не сформировался навык чтения. Сначала мы узнаём, как читать (знание — «я знаю, как это делать»), затем знание переходит в умение («я умею это делать») и наконец появляется навык («я это делаю автоматически»). Мы все, научившись читать когда-то, сейчас читаем автоматически. Пишем, кстати, тоже. Мы уже не задумываемся каждый раз, как написать ту или иную букву или как соединить буквы в слоги, а слоги в слова. Но для автоматизации любого умения нужно определенное количество повторений, только так умение переходит в навык.

Чтобы чтение стало навыком, стало автоматическим, нужны две вещи: время и усилия. В течение года у ребёнка нет ни того, ни другого в достаточном количестве. Что делать?

Время запоминания у современных детей все удлиняется и удлиняется. Не у всех, конечно, но в среднем у них навык формируется труднее, чем у предыдущих поколений. То, что раньше запоминалось уже на второй раз, сейчас требует многократного повторения. Мы еще не придумали, что с этим делать. Это общая проблема. Поэтому читать надо каждый день, чтобы не разучиться.

От школьного списка желание читать автоматически не появится. Часто приходится заставлять. Все устали от этого: и родители и дети. Надо ли это делать? И как можно повысить привлекательность «списка на лето»?

Ставить ребёнка перед необходимостью надо. Однако следует дать и свободу. Можно взять и вместе с ребёнком посмотреть весь список, чтобы выбрать то, что для него более интересно. Пусть ребёнок сам решит, что он будет читать в первую очередь и сколько по времени в неделю или в день он будет читать. Когда человек принимает сам решение, у него сильнее стимул выполнять. В отличие от чтения в учебном году, летнее чтение — это свободное чтение, ребёнок может читать в то время, когда он хочет, столько, сколько он хочет, то, что он хочет.

Если ребёнку трудно, как можно помочь ему «зачитать»?

Подбирайте книжки, которые ребёнок может прочитать с удовольствием, легко. Есть общее правило: когда что-то не получается (не только в чтении), надо резко снизить уровень сложности. Поэтому важно найти тот уровень сложности, который ребёнок выполняет. Если ребенку задаются в школе длинные рассказы Сладкова и он сидит продирается через придаточные предложения, длинные слова и бесконечные орнитологические термины, то какой выход? Взять книжку попроще, а лучше комикс, где много картинок, весёлый сюжет и привлекательный герой. В таких книжках несложный текст, одно-два или три предложения на странице. Может казаться, что эти книги на более младший возраст, но нам нужно снизить уровень сложности.

Но такие «простые» книжки рассчитаны в массе своей на малышей. Если ребёнок привыкает читать то, что даётся ему легко, разве он развивается? Да и как это продвигает его в технике чтения?

Простые тексты, во-первых, помогают понять, что у тебя получается, что это не так страшно, что ты справился и, во-вторых, отрабатывают навык. Чтобы полюбить читать, нужно, чтобы читать было интересно и легко. Полюбившуюся книгу читают снова и снова. Не надо бояться, что ребёнок перечитывает и не успеет что-то другое прочитать. Когда он перечитывает, он раз за разом укрупняет оптическую единицу восприятия текста. А это очень важно. Ведь перечитывая тот же текст, ребёнок видит уже не две буковки отдельно, а три, четыре, пять, целое слово, целое предложение за один раз. Это, собственно, и есть техника чтения. Это то, над чем раньше работали в школе, когда задавали читать пять раз одно и то же предложение. Да, «простые» книги хороши для малышей. Но они очень хороши и для детей начальных классов, которые не хотят читать.

Какие книжки можно посоветовать для такой «скорой помощи» чтению?

«Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, «Приключения Пифа», по которым начинали читать дети 50-60 лет назад.

Книжки про мишку Бруно Ингвес Гуниллы «Мишка Бруно летит на Луну», «Лето Мишки Бруно» и другие — дети читают с удовольствием.

«Американская тётушка» Габриэль Венсан.

Беспроигрышный вариант, лидер книг для детей, которые не любят читать, — «Кот камикадзе» (Эдит Шрайбер-Вике). Книга сделана как комикс, одно-два предложения на странице. Сложность предложений такова: «Мои хозяева гордятся мной. Конечно. Это и понятно».

Серия «Лис и зайка» Сильвии Ванден Хейд. Здесь уже побольше слов, но текст разбит на маленькие части. Для ребёнка важно не бояться сплошной страницы мелкого шрифта.

Арнольд Лобел «Пуговица», книжка классика американской литературы. Это сказки про двух лягушек, с которыми всё время что-то происходит.

Эти истории специально предназначены для того, чтобы не бояться книжек, не бояться читать, чтобы читать было легко. И таких книг сейчас, к счастью, вышло довольно много.

Итак, лето даёт нам дополнительный ресурс времени и сил. Появляется возможность совершить прорыв в чтении, чтобы ребёнок сделал скачок и зачитал — легко и с удовольствием. Именно лето может стать для нечитающего ребёнка дверью в чтение. Если воспользоваться советами специалистов, открыть эту дверь будет совсем не сложно.