Как вырастить читателя: из практики психологов РГДБ

В предыдущей беседе мы говорили о том, что многие современные родители относятся к чтению как к труду, к тяжёлой работе. И тем не менее книжный рынок демонстрирует обилие литературы, рассчитанной на детей разных возрастов, в том числе и для самых маленьких. Глаза разбегаются. На что обратить внимание при выборе книг для начинающих читателей?

Маленьким детям книжки выбирают родители. Сейчас в моде идея раннего развития. Этот спрос поддерживается рынком. При этом раннее развитие понимается как раннее обучение. В чтении смещается акцент на познавательную литературу. Для маленьких детей это, как правило, издания с заданиями типа «найди-покажи», «соедини-обведи». Огромное количество книг такого плана вышло, среди них много переводной литературы. Сразу замечу, что никакого отношения к чтению это не имеет. Это дидактические упражнения.

Трудно поверить, что приключения симпатичных героев важнее «развивающих» книг, если речь идёт об интеллекте ребёнка.

Раньше познавательную литературу начинали читать со школьного возраста, сейчас значительно раньше. Дети, которые вырастают на «развивалках», с трудом воспринимают художественную литературу. А её роль в раннем развитии важна. Когда мы читаем о приключениях, мы не только переживаем, мы следим за повествованием и считываем сюжетную линию, понимаем, что и почему. Почему герой куда-то бежит, почему он кого-то спасает. То есть мы выстраиваем причинно-следственные связи, ребёнок учится сочувствовать и понимать, что происходит. А в «соединялках» и «обводилках» ничего такого нет. Там есть операция сравнения. Это хорошая логическая операция, но всему своё место и своё время. Сказки и стишки нельзя подменять «развивалками». Одна мама так и спросила: «Вы что, хотите сказать, что «Колобка» я должна читать трёхлетнему ребёнку?» Конечно «Колобка»!

О приключениях Колобка известно, пожалуй, всем детям. Насколько интересно ребёнку слушать такие простые истории снова и снова?

Когда вы собираетесь гулять с маленьким ребёнком, одеваете его и говорите: «Мы сейчас наденем ботиночки, чтобы пойти гулять. На правую ножку правый ботиночек, завяжем шнурочек». Для чего это? Чтобы ребёнок понимал, что происходит. Сейчас многие родители делают так: молчком собрали ребёнка — и в торговый центр. Там в тележке его возят целый день, он не понимает ничего. Стоит ли удивляться, что у дошкольников (не у всех, но у многих) уровень осознанности и вменяемости сильно упал. Для развития речи и мышления ребёнка очень важен материнский фольклор — простые стишки, сказки, прибаутки, присказки, загадки. Постоянное проговаривание, повторение: материнский фольклор обязательно комментирует каждый шаг, каждый момент жизни — что происходит с ребёнком. То же самое по отношению к чтению: комментируйте картинки, помогайте ребёнку построить по ним историю и разговаривайте об иллюстрациях, о книжке и сюжете.

Какие ещё приемы такого разговора и чтения можно посоветовать родителям и тем, кто читает с маленькими детьми?

Очень хорошо связать книгу, события, сюжет или героя с опытом ребёнка. Например, если читаем историю про кота, можно вспомнить своего кота или того, которого видели где-нибудь: как он себя вёл, что с ним приключалось. Тогда история не останется отдельно от жизни, повлияет на личный опыт. Это то же самое, что происходит со взрослым читателем. Почему книжка необходима взрослому? Потому что есть какие-то вопросы, которые он как бы задает автору и ищет в книге ответ. Вот и маленький ребёнок приобщается к чтению, включаясь в своеобразный диалог с книгой.

Очень хорошо делиться с малышом своим читательским опытом: как вы эту книжку слушали или как вы её читали в детстве, что вам больше всего нравилось.

Ну и после прочтения книжки нужно продолжать время от времени вспоминать героя, ситуации, вспоминать свои впечатления от прочитанного.

И всё-таки маленькие дети любят играть и творить больше, чем слушать и читать.

Существуют книжки со встроенной игрушкой (наручная или пальчиковая кукла). Сразу можно играть с героем книги: погладить, поздороваться. Ребёнок может сам надеть куклу на руку или пальчик и при пятом-шестом прочтении он начнёт говорить от имени этого персонажа (мишки, утёночка и т.д.). При этом происходит идентификация с героем книги. А это и есть самое начало — этап наивного чтения, наивного читателя, когда чувствуешь себя героем книги. Этап наивного чтения — это фундамент. Если не сформировался наивный читатель, в дальнейшем будет неинтересно читать художественную литературу. Потому что даже мы, взрослые люди, читающие Толстого, немножечко Наташа, немножечко Андрей. То есть мы себя представляем каким-то героем и сопереживаем ему. Без этого вживания в героя чтение художественной литературы — только мыслительный процесс, к тому же не всегда ведущий к адекватному пониманию текста.

Не всегда в книжке есть кукла. Как ещё активно включать маленьких детей в чтение?

Можно делать поделки — из бумаги, из картона, из пластилина и глины. Например, Колобка даже совсем маленький ребёнок легко сам может вылепить. С этим Колобком можно много раз проиграть сказку. Да и вообще любая театрализация хороша.

Для детей старше хорошо работает макетирование. Можно предложить построить сказочный город или дворец из пластилина, страну из природных материалов. Дети восторженно к этому относятся и, главное, сами потом продолжают. Так книжка входит в жизнь и становится частью жизни.

Про «Колобка» и материнский фольклор понятно, а всё же какую познавательную литературу можно посоветовать детям?

Хорошая познавательная литература, конечно, есть. Например, серия издательства «Настя и Никита»: книги о городах и улицах, о легендарных автомобилях, об истории пуговиц, о снежинках, о новогодней ёлке… Это тоненькие книжки в мягкой обложке: одна история, одно оформление, легко в руках держать.

А что почитать самим родителям, которые хотят вырастить читателя?

Книжка Джейсона Буга «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой» описывает разные приёмы, что и как читать с маленьким ребёнком. А в конце книги приводится список по малышовому чтению с рекомендациями по возрастам: что лучше читать в два года, в три года, в четыре года.

Еще одна книжка о чтении вообще и о детском чтении в частности — «Как роман» Даниэля Пеннака. Эту книжку нужно обязательно прочитать родителям и потом периодически возвращаться к ней, перечитывать.

И главный совет родителям: чем интереснее жизнь вокруг книжки, тем лучше. Не гонитесь за количеством. Не «чем больше — тем лучше», а чем лучше, тем лучше.