Елена Мамонтова. Премия Крапивина за повесть о школьном буллинге

В середине октября в Екатеринбурге состоялось вручение Международной литературной премии имени Владислава Крапивина — легендарного детского писателя, ушедшего от нас этой осенью. Одну из наград в номинации «Выбор жюри» получила Елена Мамонтова (Екатеринбург) за повесть «Белая сова», где идёт речь о школьном буллинге.

 

Елена Мамонтова

 

Елена, Вы впервые получаете премию имени Крапивина? Что она для вас значит?

Елена Мамонтова: Да, это моя первая премия имени Крапивина и вообще какая-либо литературная премия! Никогда ещё я не проходила дальше «лонга». С «Крапивинкой» дружу уже четвёртый год. Сначала приходила на церемонию чествования финалистов как зритель. Потом два года была в составе литературного совета — это «первое сито» отбора. Литсовет читает рукописи (тексты приходят без указания автора, анонимно), ставит баллы и формирует лонг-лист. Список финалистов определяет уже жюри. А в этом году я вышла из литсовета, чтобы самой впервые попробовать силы в этом литературном состязании. Что для меня значит премия? У меня укрепилась вера в себя. Взрослые и ребята признали, что им понравилась моя рукопись, что такая книга нужна. А ещё теперь я могу время от времени доставать медаль с силуэтом мальчика со шпагой (эскиз рисовал Владислав Петрович), рассматривать её, греть в ладони. И от этого так хорошо на душе становится!

Повесть ещё не была опубликована, премией отметили рукопись. Известно, когда «Белая сова» вылетит в люди?

Елена Мамонтова: Определённости пока нет.

Вы пишете о школьном буллинге, явно опираясь на собственный опыт... Действительно пришлось с этим столкнуться?

Елена Мамонтова: Да, в одной из школ, в которой я училась в детстве, у меня были некоторые сложности с одноклассниками. Что-то я взяла оттуда, некоторые моменты сознательно усилила, ряд образов сделала собирательными. Что-то, конечно, придумала. Были идеи, которые подкидывала сама жизнь прямо во время написания истории. Так, мой муж пришёл с работы и рассказал, что его сотрудник нашёл во дворе офисного здания упавшую с дерева задразненную воронами сову и отвёз её в ветеринарную клинику. Я прочитала про птичий «моббинг» и поняла, что поможет моему герою!

Сейчас часто говорят о том, что современные дети более жестоки и равнодушны в сравнении с «нашим поколением». Но в вашей книге всё наоборот. Тогда почему именно сейчас тема школьной травли звучит во весь голос?

Елена Мамонтова: Раньше дети были более самостоятельными. Их настраивали на то, что нужно самим решать свои проблемы. Часто неудобно было сказать взрослым, что у тебя проблема: казалось, тебя первого же и обвинят — не то сделал, не так сказал, сам виноват, ты что, слабак, двинуть не можешь? Да и просто меньше было известно о происходящем в школе. Ну приходили родители на собрание, что-то обсуждали, но в основном отмалчивались. Казалось себе дороже. А сейчас чуть что — поднимается шум. Сначала в родительских чатах. Потом — на собраниях. Почти в каждой школе психологи. Да и дети в школе всё время на виду. Сейчас родителям больше известно о жизни детей. Мне кажется, в наши дни взрослые научились разговаривать с детьми. А про тему травли в школе хочу сказать, что она перестала быть закрытой. И жертв травли перестали считать слабаками. Есть даже портал травлинет.рф, который специализируется на этой теме и даёт родителям и учителям подробные рекомендации, как поступать в таких случаях.

О том, что здесь могут сделать родители, доходчиво сказано в вашей повести. А как вести себя учителям и, главное, жертвам травли?

Елена Мамонтова: Не ждать и не молчать. Останавливать травителей сразу, пока эта зараза (а травля очень заразна) не захватила весь класс. Разговаривать о травле со всем классом (она наносит психологический удар по всему организму класса — и по жертве травли, и по её обидчикам, и по тем, кто молча наблюдает или делает вид, что ничего не происходит). И ещё хорошо бы учителю создать такую ситуацию, при которой «забитый» ребёнок победит. Может, он танцует отлично? Или поёт? Надо дать ему шанс на громкую достойную победу.

Какие книги на ту же тему вы посоветовали бы прочитать школьникам? Кроме вашей и всем известного «Чучела»?

Елена Мамонтова: Роман-трилогию «Мальчик со шпагой» Владислава Крапивина. Мне эта книга очень помогала, когда я была подростком. Многократно её перечитывала. Повесть Тони Шипулиной «Зефирный Жора» — очень светлая, написанная с добрым юмором книга про толстого мальчика. Повесть Евгении Басовой «Изо» — мрачная, страшная, но пронзительная и правдивая.

 

Елена Мамонтова

Елена Мамонтова / Фото из архива Константина Романова

Елена Мамонтова — журналист, переводчик, детский поэт и прозаик из города Екатеринбурга. Автор книги «Ника превращается…» (издательство МИФ, 2018). Перевела книги С. Марендаз «Паучинка, которая никого не боялась», Нила Гриффитса «Гусеница, которая всем завидовала», Джойс Данбар «Смыш и Рой. Истории из ничего» и «Смыш и Рой. Счастливые дни» (издательство «Мелик-Пашаев») и противопожарную поэму канадской писательницы Джин. И. Пендзивол «Никаких чаепитий с драконом» (издательство «Книжный шкаф»). Стихи Елены публиковались в журналах «Урал», «Костёр», «Шалтай-Болтай», «Чиж и ёж», альманахе «Детская» и на литературном портале «Формаслов». Участница фестиваля «Как хорошо уметь писать!», семинаров и Форума молодых писателей Фонда СЭИП. Дважды участница экстремального писательского тренинга в горном Крыму «Путь героя». Состоит в тайном ордене детских писателей «Мыхухоль» (но это тайна). Лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина в номинации «Выбор жюри» за повесть для подростков «Белая сова».

 

Читать об авторе на Продетлит