Екатерина Мурашова «Гвардия тревоги»

Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги

Два взгляда молодых читателей на книгу Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги»

 

Когда речь идет о литературе для подростков, в информационном пространстве мы чаще сталкиваемся с восприятием взрослых — родителей, педагогов или экспертов. Но важно не забывать и об изначальной целевой аудитории. Ведь точки зрения здесь абсолютно не похожи друг на друга. Чтобы они были заметней, мы придумали рубрику #своемнение, где впечатлениями о книгах делятся школьники. Первая статья подготовлена «Библиогидом» совместно с интернет-журналом для читающих и пишущих подростков TeensWrite. Это две совершенно несходных, но одинаково неоднозначных рецензии Сони и Жанны на роман Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги» — книгу, уже почти ставшую классикой.

 

Екатерина Мурашова «Гвардия тревоги»

Екатерина Мурашова «Гвардия тревоги»

 

Жанна, учится в 8-ом классе
о книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги»:

Холодный, мокрый, серый Петербург и новенькие ребята в одной из местных школ. Толстая плакса Тая, Тимка из неблагополучной семьи и вежливый математический гений Дима. Одноклассники — странные то ли тимуровцы, то ли роботы. Лучше всего их таинственное сообщество может описать бабушка Димы: «Я говорю о том, что все твои одноклассники, за редким исключением, производят какое-то насквозь театральное впечатление. Больше всего они похожи на тимуровскую команду из предвоенных лет. В них коллективное преобладает над индивидуальным. Теперь такой молодёжи просто уже нет и быть не может…»

После первых страниц пятнадцати хочется уже понять, очередное ли это унылое повествование о тяжёлых взаимоотношениях в школьном коллективе или стоит ждать чего-то поинтереснее. Скажу сразу — стоит. Пока сюжет медленно и неизбежно набирает обороты, внимание удерживается тонкими, филигранными описаниями, удивительно точно подмеченными моментами реальности, персонажами, живыми и на первый взгляд простыми. Слог автора ясный, живой и динамичный. Несмотря на первое скептическое желание отложить «Гвардию», история не отпускает. Она слишком честная, чтобы в неё не поверить, и герои сразу располагают к себе, как старые знакомые, за жизнью которых приятно подглядывать. Темы отцов-алкоголиков, несчастных случаев с наркотиками и людей с инвалидностью не замалчиваются, но и не педалируются нарочно. Это радует — явления нашего мира, пусть и не самые любимые обществом, здесь никуда не прячутся. Рассказано о них так же легко, как о говорящем фикусе Вольфганге и воспитанных бандитах из лихих девяностых.

К слову о персонажах — несмотря на мою искреннюю симпатию к школьникам, куда больше харизматичны и глубоки здесь взрослые, даже проходящие мимо и описанные парой предложений. Бабушка Димы, Александра Сергеевна, сначала кажется шаблонной питерской интеллигенцией, классрук Николай Павлович — добрым дедушкой. Если присмотреться ближе, эти люди — мудрые, сильные личности, у которых хочется учиться и слушать их советы, с ними хочется познакомиться вживую.

В каком-то смысле минусом «Гвардии» для меня стала её театральность. Персонажи, хоть и живые, но вполне предсказуемые, и неожиданных сюжетных поворотов почти нет. Финал тоже похож на хорошую, но немного приевшуюся развязку драматического спектакля о выборе и дружбе. При этом многие элементы сюжета — тот же почтовый голубь или аристократичный фикус — находятся на тонкой грани между абсурдным и внезапно логичным. Это озадачивает: нам хотят дать взрослую и мудрую историю с приключениями или всё же наивный young-adult? Я склоняюсь в сторону первого — да, немного простовато, да, многие события как будто притянуты за уши и неестественны в контексте выбранного сеттинга, но эта книга говорит совершенно зрелым, целостным языком. Многие вопросы остаются без ответов, моральные дилеммы не решаются, любимый герой обидно погибает. Книга не пытается быть умнее читателя, и в этом её огромная заслуга. Сюжет, при всей его бросающейся в глаза срежиссированности, воспринимается органично и размеренно. Приём с разными точками зрения тоже вполне уместный — в фокусе трёх героев оказывается множество жизней, и каждая со своими мыслями, болью, радостью, целью. Они из разных семей, по-разному видят события, черты характера в себе и других, но они — вместе, «один за всех, и все за одного». Даже если эти люди встретились по воле случая, через слёзы, опасности и ненависть, в итоге они соединены не только биокомпьютерными сигналами, но и самой обыкновенной дружбой. И любовью, конечно, подростковой и родительской, мимолётной и с первого взгляда на всю жизнь, одной на всех и своей для каждого, может, не самой красивой, но точно настоящей. Всё, что есть в этой книге, в конечном счёте о нас.

Тут важно отметить один из важнейших элементов «Гвардии» — разговоры. Именно они заставляют плакать и смеяться, мысленно спорить с персонажами и запоминать их остроумные фразы. В диалоге отца Димы и его учителя для меня сконцентрирована главная трагедия книги, а её теплота и нежность — в шёпоте гения Роберта и восьмиклассницы Маши Новицкой.

Наверное, в этом вся «Гвардия тревоги» — на первый взгляд до смешного просто и наивно, но в скрытом от любопытных глаз подтексте обнаруживается ещё дюжина смыслов. И так, раз за разом перечитывая любимые отрывки, понимаешь, о чём молчит автор, но говорят герои и Город.

 

Соня, учится в 9-ом классе
о книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги»:

«Моя стрела поразит Трусость, Синеглазкина — Подсказку, Витина попадёт в Кривляку. Словом, каждый подстрелит свой недостаток. И они на глазах у зрителей провалятся в тартарары».

Под беспокойные детские выкрики и шум петербургских улиц «Гвардия Тревоги» Екатерины Мурашовой проносится у меня перед глазами и… ничего. К сожалению, ей не удается ни взволновать мою душу, ни возбудить мой разум. Но это вовсе не значит, что «Гвардия тревоги» — плохая книга. Поймите меня правильно. Достоинств у этого произведения ничуть не меньше, чем недостатков. К примеру, этот скользяще-быстрый, интригующий стиль, характерный для детективов и остросюжетных повестей, очарует любого, кто пустится вместе с ним в погоню. Читая, захлёбываешься повествованием: текст скачет перед глазами, как земля под копытами лошади, напряжение растёт и в конце элегантно закручивается спиралью развязки. Ни сюжетных выбоин, ни нелепых несостыковок. И всё же… Чтобы добиться такого быстрого темпа, автору приходится облегчить текст по максимуму. Похоже, что это делает историю довольно поверхностной. События книги напоминают мозаику, безусловно, интересную, но никак не желающую складываться в общую картину. Не хватает общего впечатления, ощущения завершённости.

Это поражает, но вся «Гвардия Тревоги» как будто состоит из противоречий. Они скалятся друг на друга по углам страниц, отвлекая и путая. Удивительно реалистично описанная тёмная сторона взрослой жизни, насилие и, к сожалению, правдоподобные проблемы неблагополучных семей выглядят странно рядом с использованием голубиной почты, почти мультяшными бандитами и погоней верхом на жеребце по имени Каренин. Но, несмотря на то, что элементы фантастики довольно естественно вплелись в будни российского школьника, другие, гораздо более обыденные, но словно прописанные не на своём месте эпизоды выпирают из органичности происходящего совсем неприличным образом.

Автор книги не только писатель, но и семейный психолог. Вероятно, именно поэтому у неё получилось так убедительно выгравировать все специфичные переливы и «крылатые качели» поведения и мышления подростков. За исключением пары слегка царапающих взгляд сцен, общий колорит описанного поколения выглядит правдоподобным.

Тем не менее обидно за многих второстепенных героев, сюжетные линии с которыми раскрылись гораздо меньше, чем хотелось бы, и остались колыхаться недораспустившимися тюльпанами. Да, никто не ушел обиженным, у всех есть свой финал, но старшая сестра Маши, петербургский Чарльз Ксавье — несчастный гений Берт и многие другие, они показаны с намёком на более полное раскрытие, будто у них должны были появиться подробные жизнеописания.

«Гвардия тревоги» насквозь пронизана отголосками популярного раньше сюжета — группа детей собирается от почти чрезмерной сознательности и ответственности в отряд и идёт напролом исправлять «взрослый мир». В этой книге чудится наследие советского периода, подхватившее знамя «Тимура и его команды» и «Стрелы пущены в цель». Вот только «Гвардия», оказавшаяся на стыке времён, куда ближе к реальности. Она лишена идеологического посыла, и это отлично, но вместе с этим главная идея, смысл «Гвардии» кажется размытым. Вероятно, оттого в ней и слышится некоторая недосказанность: события «Гвардии» похожи на настоящую жизнь, а значит, они не могут прийти к логическому завершению, ведь реальный мир никогда не останавливается и не заканчивается, а течёт непрерывными завихрениями.

Тем не менее есть некоторые аспекты, в которых «Гвардия тревоги» проигрывает старым советским книжкам. В обоих случаях юные герои служат лишь приборами в руках мира для самовосстановления, но в «Гвардии» это выглядит чересчур искусственно. Дети с неординарными способностями слишком марионеточны. Читателю сообщают, что они появляются в разных городах, и по мере взросления их отряды расформировываются, но ему никто не говорит, добровольно ли все эти дети стали членами Гвардии, что ими двигало и было ли это их осознанным решением? Да, троица главных героев обладает далеко не клишированными, запоминающимися характерами. В каждой школе мы обязательно встретим одного или двух из них, вот только остальные ребята из 8 «А» уж слишком смахивают на неких роботов или даже гуманоидных инопланетян, а потому большинство из них не вызывает ни симпатии, ни сочувствия.

В заключение стоит сказать, что «Гвардия тревоги» — книга для детей младшего подросткового возраста. Заинтересованного, читающего ребёнка 6 или 7 класса она может развлечь, заставить задуматься или даже преподаст пару полезных уроков, но человек постарше рискует попросту разочароваться в ней, потому что не найдёт ни достаточной индивидуальности, ни глубины. Вполне возможно, что все мои претензии вызваны лишь тем, что я прочитала «Гвардию тревоги» слишком поздно, а потому не смогла оценить по достоинству эту тревожно-летящую историю. В таком случае я отзову все свои недовольства и вместе с толпой ребят из 8 «А» прокричу: «Гвардия Alarm!»

 

 

Читать об авторе на Продетлит