Другой Young Adult: что нравится и что не нравится в жанре его аудитории?

«Поколение Z» о современном чтении

19 июля на книжном фестивале «Красная площадь» подростки встретились с редакторами и критиками, чтобы обсудить границы жанра Young Adult и современную литературу в целом. В дискуссии приняли участие победитель конкурса «Класс» Андрей Никоноров и финалист конкурса Николай Каннуников, а также студентка Литературного института и блогер Катерина Лобова. Модераторами выступили редактор издательства «Самокат» и портала TeensWrite Анастасия Пономарева и литературный обозреватель Артём Роганов.

 

Другой Young Adult: что нравится и что не нравится в жанре его аудитории?

 

Хотя круглый стол «Другой Young Adult» изначально носил подзаголовок «Что на самом деле читает Поколение Z», речь на нём шла не столько о конкретных романах или повестях, сколько о читательских практиках «молодых взрослых».

Литература сегодня конкурирует с огромным количеством других медиа, — задала первый же вопрос об этом модератор Анастасия Пономарева. — У вас свободный вечер субботы после трудной недели — чем займётесь? Возьмёте книгу или что-то посмотрите?

Андрей Никоноров: Зависит от того, насколько тяжёлая выдалась неделя. Бывает, что ты приходишь домой, ложишься на кровать и хочется просто слиться с диваном: смотреть какое-нибудь видео на ютубе, а потом уснуть. Ведь книга всё-таки требует интеллектуальных усилий. Чтобы за неё взяться, нужно быть в тонусе. Если ты не можешь осмыслять текст, а читаешь на автомате, это неправильно.

Катерина Лобова: А для меня книги в жанре Young Adult — даже большее развлечение, чем видео на ютубе. Когда ты вникаешь в хорошую историю, то погружаешься в совершенно другой мир. Тебе становится всё равно, устал ты или нет. Просто уходишь полностью в литературное измерение, где уже ничего не тревожит.

Неудивительно, что победители литературных конкурсов для старшеклассников и студенты литературных вузов для субботнего досуга отдали предпочтение книгам по сравнению с сериалами. Ведущие круглого стола поинтересовались у ребят, почему они увлеклись именно литературой в эпоху цифровых медиа.

Трудно сказать, здесь присутствует какой-то момент особого включения, очень индивидуальный, — ответил на этот вопрос Николай Каннуников. — Чтение художественных книг похоже на творчество. Лично для меня кино и сериалы — всё равно созерцание и наблюдение, то есть пассивный процесс, а с книгой ты как будто сам участвуешь. Я бы не сравнивал даже чтение и просмотр чего-либо. Слишком разные вещи.

Разговор довольно быстро свернул в сторону обсуждения самого жанра Young Adult, причём выяснилось, что далеко не все «молодые взрослые» с ним знакомы. Так, победитель конкурса «Класс» Андрей Никоноров признался, что читает обычную современную российскую прозу. Однако это, конечно, совсем не значит, что направление не востребовано среди целевой аудитории.

Когда я вижу хорошую книгу в категории Young Adult, то понимаю, что она про меня. — рассказала Катерина Лобова. — Какой бы ни был сюжет. Не обязательно даже ассоциировать себя с главными героями, не обязательно узнавать себя в персонажах. Все равно что-то общее с тобой найдётся. Сейчас для меня это почти как сходить к психологу, решить какую-то внутреннюю проблему. В свою очередь хорошая книга в жанре Young Adult та, которая затрагивает актуальные темы, в ней есть эволюция главного героя. Остальные персонажи тоже должны быть, конечно, объёмные. В такой литературе можно узнать нашу жизнь и нашу реальность.

Отыскать историю, которая была бы про тебя, — довольно распространённое желание. Особенно оно усиливается у старших подростков, которым важно найти что-то близкое себе, с чем-то или с кем-то себя идентифицировать. Отсюда и стремление видеть актуальные реалии и убедительных ярких героев. В то же время тяга к правдоподобию характерна не для всех молодых читателей — не стоит забывать об очень популярном жанре фэнтези. Проблема направления Young Adult заключается ещё и в его двойственности. С одной стороны, такие истории предлагают читателям современную версию романа взросления. Они рассказывают о герое, который впервые чуть ли не с нуля выстраивает собственную целостную картину мира, фактически прямо на глазах читателя проходя путь формирования личности. С другой стороны, к Young Adult относятся и триллеры, иногда обладающие захватывающим сюжетом, но при этом лишённые глубокого проникновения в психику героя. Здесь уместно говорить о коммерческом подходе, когда тегом «Young Adult» маркируют всю остросюжетную прозу с протагонистом младше двадцати пяти лет. Однако неудачными бывают произведения в обеих категориях — и развлекательные, и с претензией на уровень посерьёзнее. Подростки тонко чувствуют фальшь. Именно она, похоже, и отпугивает их от таких книг больше всего.

Николай Каннуников: Взрослые люди всё равно высказываются с позиции своего возраста. Трудно написать о человеке из другой возрастной группы, когда в ней не находишься. Особенно сложно, наверное, уловить эмоциональную составляющую поколения. Многое зависит от качества текста и от эмпатии автора, от его умения убеждать в своей искренности.

Катерина Лобова: Я думаю, подростков раздражают книги, где они находят нравоучения от взрослых. Допустим, на скорую руку зашифрованные в сюжете наставления о том, как правильно взрослеть и как правильно поступать.

Само собой, фальшивым может быть не только содержание произведения, но и язык, которым оно написано. Отдельный вопрос о сленге в Young Adult вызвал уже единую реакцию: сленг должен быть уместен, а его избыточное употребление совсем не располагает молодого читателя к книге.

Николай Каннуников: Органичность разговорного стиля зависит от того, насколько он адекватен взятой теме и происходящему. То есть в книге о Средневековье он будет выглядеть абсурдно. Взять тот же «Дом странных детей Мисс Перегрин», который я очень люблю, — герои в XIX-ом веке говорят длинными фразами, а в современности переходят на простой язык. Логично и убедительно.

Андрей Никоноров: Согласен, бывают моменты, когда сленг уместен. А случается, что просто понатыкано, лишь бы было. «Мы с вами на одной волне, смотрите, мы знаем крутые слова!» Ага, конечно. Например, роман-буриме «Война и мир в отдельно взятой школе»: некоторые главы шикарные, правда. А некоторые читаешь с мыслью: для чего они написаны вообще? Непонятно.

Модератор беседы Анастасия Пономарева отметила, что знает примеры, когда полностью написанный на сленге текст выглядит органично: Допустим, в книге Елены Клишиной «Спойлеры» очень много явно устаревшей сленговой лексики... но всё равно такой стиль цепляет. И как это работает, не знаю, но эффект сильный. Я тоже за то, чтобы текст был актуален сам по себе.

Однако существует и литература, которая создаётся подростками для подростков. Сленг в ней является естественной частью авторского языка или устоявшейся субкультуры. Речь даже не о юных, но талантливых писателях, какими когда-то были Сьюзен Хинтон с её «Бойцовской рыбкой» и упомянутый в дискуссии Кристофер Паолини, автор «Эрагона», а о сетевых писательских сообществах. Немало сетевых авторов с платформ Wattpad или «Книга Фанфиков» можно отнести к «молодым взрослым».

Николай Каннуников: Я иногда захожу как раз на «Книгу Фанфиков» посмотреть что-нибудь для развлечения, там попадаются смешные вещи из разряда: Андрей Болконский и Григорий Мелихов отправились на Марс вместе с Риком и Морти. Я воспринимаю это как новый фольклор. А ведь фольклорная литература всегда имеет шанс стать частью большой литературы, в той или иной форме.

Андрей Никоноров: Не будем забывать, что сетевая литература выходит далеко за пределы «Книги Фанфиков» или публикаций на Wattpad. Существуют группы «Вконтакте», например, «Большой проигрыватель». Там пишут в основном мои ровесники. И в основном пишут они о том, что им интересно. Вот такие паблики мне нравятся.

Пожалуй, два ответа выше показательны для дискуссии в целом. В плане читательских практик и предпочтений «молодые взрослые», как правило, согласны по общим вопросам, но расходятся в деталях. Например, никто не спорит, что сетевая литература — нормальный феномен, но одни терпеть не могут фанфики, а другие видят в них новый фольклор. Что касается Young Adult, тут у всех порицаются авторские заискивания и наставления, но некоторым не нравится прежде всего стилистическая попытка специально «выглядеть своим», а некоторых раздражает морализаторство и пусть скрытый, но ощутимый дидактизм. И в то же время жанр в целом остается востребован большей частью аудитории. Читателей привлекает здесь не простота, ведь многие старшеклассники спокойно читают взрослую литературу, а близость к жизни, к тем проблемам, которые ребята непосредственно переживают. В Young Adult ищут актуальности, остроты, того, чего не расскажут в своих книгах о взрослых такие же взрослые писатели. Хотя и последние подростков интересуют. Тот, кто увлекается литературой, довольно быстро начинает ориентироваться в её разных направлениях, формирует устойчивые читательские привычки. Свидетельство тому — хотя бы ответы участников на вопрос о том, как они выбирают книги в магазинах:

Катерина Лобова: Я читаю сначала аннотацию. Понятно, что аннотации посвящены тому, какое произведение прекрасное. Ни разу не встречала исключений. Поэтому затем я открываю случайное место в книге, но не конец, чтобы раньше времени не узнавать, что произошло в финале, если всё-таки решу её прочесть.

Андрей Никоноров: Наверное, грешно так говорить, но всё предельно просто: я смотрю фамилию автора, издательство и последнюю страничку (смеется).