Анастасия Левашова

Анастасия Левашова. «Детский журнал, в который интересно заглянуть и взрослому»

Интервью с главным редактором «Кракатука» и «Улитки Коперника» Анастасией Левашовой

С 2018 года выходят два необычных детских журнала — «Улитка Коперника» и «Кракатук». Они отличаются особым вниманием к художественному оформлению и оригинальным подходом. Например, под эгидой «Улитки Коперника» проводятся мастер-классы, а лучшие работы участников публикуются в следующих выпусках. Ещё одна особенность обоих журналов: у них один основатель — редактор и художница Анастасия Левашова. Обозреватель «Библиогида» Артём Роганов поговорил с Анастасией о преимуществах бумажного формата, подсказках «Красного единорога» и грядущих проектах.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: Анастасия, правильно ли я понимаю, что «Улитка Коперника» — интерактивный и познавательно-игровой журнал, в то время как «Кракатук» — журнал литературный?

Анастасия Левашова: Да, в «Улитке Коперника», которая выходит ежеквартально, мы даём задания и предлагаем квесты. Там сами дети часто бывают соавторами наших материалов. «Кракатук» издаётся дважды в год, это классический литературный журнал. Но везде для нас особенно важна визуальная составляющая. Например, в каждом выпуске «Кракатука» есть ведущий иллюстратор — художник номера. Он, как правило, придумывает обложку и работает с большей частью текстов. В конце номера мы предоставляем ему слово: молодые художники обычно рассказывают о себе, кто постарше — в целом об искусстве иллюстрации.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: Идея какого журнала пришла вам первой?

Анастасия Левашова: На самом деле я сразу придумала два проекта, и мы с коллегами готовили их одновременно. «Кракатук» был задуман как галерея иллюстраций и текстов современных писателей и художников, а «Улитка Коперника» планировалась более разнообразной в плане макета и содержания. Мне быстро стало понятно, в чём разница. Тем более получилось так, что первые номера я почти полностью рисовала сама. По времени они заняли в итоге год: я никуда не торопилась. Конечно, у нас и сейчас минимальный состав редакции, но теперь появилось много прекрасных художников, которые с нами работают.

Артём Роганов: «Улитка Коперника» не просто название одного из журналов, но ещё и его главная героиня. На вашем сайте написано, что она однажды заползла к великому учёному в подзорную трубу… Это реальная история или авторская фантазия?

Анастасия Левашова: Конечно фантазия (смеётся)! Журнал же не строго научный, а научно-популярный. И чтобы подчеркнуть это, мы ввели сказочных героев. С названием как — с одной стороны, образ Коперника говорит о том, что у нас достаточно серьёзные познавательные материалы. С другой стороны, Коперник —не главный герой, просто улитка была с ним когда-то знакома и многому у него научилась. Такой шуточный приём, который добавляет элемент игры.

Артём Роганов: А почему домашний питомец Коперника — именно улитка?

Анастасия Левашова: Как известно, большинство художников — интроверты. И отчасти под улиткой подразумевается художник, который иногда выползает из своего домика нам что-то рассказать. Потом он заползает обратно, копит идеи, обдумывает их, чтобы вернуться и снова поделиться мыслями с читателями и коллегами.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: У каждого номера «Улитки Коперника» есть своя тема, например, я читал о музеях. А какой номер кажется вам сейчас наиболее удачным и почему?

Анастасия Левашова: Самый популярный номер — о домашних животных. Лично мне, правда, больше всего нравится тот, который рассказывает о музыке. Все выпуски тематические, но строгих рамок нет. У нас всегда что-то делают дети, мы их стараемся не ограничивать. Например, в номере о работе художника-иллюстратора можно найти рисунки ребят с нашего мастер-класса в океанариуме. На мастер-классе было задание: каждый сначала рисует рыбу, а потом, исходя из рисунка, создаёт оригинального «рыбьего» героя. Получилось так здорово, что в итоге мы целый разворот посвятили тому, как сделать из рыбы персонажа! Хотя в остальном в том номере мы заглядываем в мастерские художников. Просто отдельная рубрика — творчество детей.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: В «Улитке Коперника» вообще немало уникальных рубрик. Есть ли какая-то, которую вы можете назвать визитной карточкой журнала?

Анастасия Левашова: Для меня это раздел «Охота на вдохновение». В нём мы предлагаем читателям темы, которые можно и развивать на занятиях в студиях, и дома обыгрывать самостоятельно. Причём «Охота на вдохновение» тоже нередко делается вместе с детьми. Мы рассказываем на мастер-классах о разных творческих подходах, а дети, пользуясь ими, уже создают конкретные работы, и лучшие мы публикуем. Например, в номере о музеях получился необычный шлем для роликов — с птицей. Девочка, которая его придумала, опиралась на костюмы театра ваянг. В целом «Охота на вдохновение» — рубрика о том, как давать волю воображению.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: У «Улитки Коперника» есть фирменные мастер-классы на фестивалях и в культурных центрах. В основном они посвящены иллюстрации и дизайну. А какие ещё проекты проводятся от лица журнала?

Анастасия Левашова: Мы сотрудничаем с Библиотекой иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Она организовывает ежегодный конкурс книжек-картинок. Мы предложили для конкурса свою номинацию «Выбор Улитки Коперника» и стали публиковать у себя понравившиеся работы — иногда целиком, а иногда фрагменты. Ещё этой весной нам предложили придумать что-нибудь интересное для Недели детской книги города Пскова. И у нас получился краеведческий комикс-детектив. То есть мы нарисовали начало детективной истории, в которой загадали достопримечательности города, а дети должны были отгадать всё и дорисовать продолжение. Честно говоря, я не ожидала, что будет столько идей и столько удивительных работ! Мы ездили в июне в Псков — устроили чудесную выставку. А главное, ребята придумали действительно увлекательные продолжения. Возможно, мы скоро проведём в Коломне похожую акцию. И само собой, в будущем номере журнала опубликуем псковский комикс и пригласим всех дальше — вместе изучать города и сочинять.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: Ещё у вас есть рубрика «Красный единорог», где вы рассказываете, как понимать современное искусство. Можно ли считать, что главная тема «Улитки Коперника» — практическое искусство в широком смысле?

Анастасия Левашова: Я бы сказала, что у нас просто журнал о творчестве. А «Красный единорог», пожалуй, в нём самая серьёзная рубрика. Она порой адресована и родителям, как минимум, подходит для совместного обсуждения. Существует же много стереотипов о современном искусстве — якобы оно сложное и непонятное. Мы в первом номере как раз начали с того, что не нужно бояться чего-то не понять. Стоит для начала просто пойти и посмотреть, ведь в современном искусстве реакция зрителя — это нередко и есть часть замысла. Тут важно помнить, что любое восприятие будет правильным, и спокойно наблюдать свои реакции. По крайней мере на первом этапе. Дальше уже можно почитать о художнике, попробовать догадаться, что он такого знал, чего мы не знаем, и что он мог иметь в виду.

Артём Роганов: Сейчас очень много интерактивных творческих проектов для детей существует онлайн, в тех же блогах. Они бывают гораздо популярнее классических журналов. Почему вы решили выбрать именно бумажный, «аналоговый» формат?

Анастасия Левашова: Как раз потому, что бумажный журнал — реальный объект. Его можно потрогать, полистать. Мы же отталкиваемся во многом от иллюстраций, а они куда органичней выглядят на бумаге, а не на компьютере. Многие иллюстраторские техники построены на том, что сам белый лист бумаги является графическом средством. И детские работы здесь играют роль — очень важный и торжественный момент, когда выдаёшь детям настоящие авторские экземпляры. То есть, как и книга, как и выставка, журнал ценен тем, что он реален и подразумевает некий ритуал, общение в том числе.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: «Кракатук», чьё название пришло к нам из сказки Гофмана, ориентируется уже на литературные произведения. Есть ли для текстов в нём какой-то предпочтительный жанр или царит эклектика?

Анастасия Левашова: Скорее у нас царит эклектика. Главная цель — показать больше разных современных авторов. Мы стараемся сотрудничать с молодыми писателями и иллюстраторами. Например, существует фестиваль короткого рассказа «Кора», который создали Алексей Олейников и Татьяна Рудишина. Я им очень благодарна, потому что многих авторов для журнала удалось найти с помощью «Коры». Мы следим за литературными конкурсами, читаем детских писателей, знакомимся. Самотёк тоже работает, и люди присылают тексты. Тут правда нужно предупредить, что не всё может сразу подойти по теме в номер. Журнал выходит два раза в год, поэтому ожидание иногда затягивается.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: А из известных авторов кто-то публикуется?

Анастасия Левашова: Мы работали с Артёмом Ляховичем, правда, пока как с музыкантом и педагогом, — брали интервью для «Улитки Коперника». Но, думаю, всё ещё впереди. Большая удача, что нам удалось связаться с Софьей Леонидовной Прокофьевой. Она, к счастью, прекрасно себя чувствует. Когда мы готовили номер сказок о королях, то сразу вспомнили о «Королевстве семи озёр» и обратились к ней. Тут ещё так совпало прекрасно, что художник этого номера Виктор Чугуевский иллюстрировал сказки Софьи Прокофьевой. Для «Кракатука» вообще есть идея сделать свой литературный конкурс, совместно с какой-нибудь библиотекой или с творческой студией. Пока ещё думаем над темой.

Анастасия Левашова

Артём Роганов: А если в целом — чего на ваш взгляд не хватает в современной детской литературе?

Анастасия Левашова: Мне изначально как раз казалось, что хороших детских журналов не хватает (смеётся). Поэтому я стала их издавать, причём сразу два. Я просто смотрела, какие есть похожие проекты в других странах, и поняла, что хочу сделать такой детский журнал, в который интересно заглянуть и взрослому. Где были бы не кроссворды и «найди правильную дорожку», а разговор с детьми на их языке. Прежде чем придумать практическую рубрику, стоит задаться вопросом, зачем современному ребёнку это нужно. Не будет ли ему стыдно принести в школу и показать друзьям свою работу по заданию из нашего журнала? Если мы предлагаем напечатать принт на футболку, то важно, чтобы это актуально выглядело. Тут не зазорно оглядываться, например, на эстетику стрит-арта, или граффити. А что касается тем — мы стараемся рассказывать о том, чего, как нам кажется, не хватает. Например, сейчас готовится «археологический» номер, и мы узнаём в процессе много нового. Это важнейший момент: «Улитка Коперника» — прежде всего наша общая творческая мастерская, общение и обмен идеями между авторами и читателями.

Анастасия Левашова