Почему важны фанфики? Беседа о недооценённом жанре

В завершающий день Недели детской книги сценарист и преподаватель Анастасия Фрыгина вместе с критиком Артёмом Рогановым провели мастер-класс «Фанфики и не только. Как учиться у чужих текстов?» — первое занятие нового курса РГДБ. Под конец мастер-класс перерос в разговор о роли «фанфикшена» в сегодняшнем литературном процессе. Как оказалось, роль эта пусть и неоднозначная, но, как минимум, перспективная. И вся Неделя детской книги, прошедшая с 26 марта по 3 апреля в Российской государственной детской библиотеке, была в немалой степени посвящена творчеству современных школьников.

Анастасия Фрыгина и Артём Роганов

Анастасия Фрыгина и Артём Роганов

Фанфик буквально сокращение от «фанат» и «фикшн», то есть вымысел от поклонников книги, фильма, серии или жанра. Что чаще всего имеется в виду? Допустим, вы любите сказку «Колобок». И вы на почве этой любви пишете новую историю о Колобке, где Колобок, например, не просто убежал от Лисы, а съел её сам. Это уже будет ваш фанфик. В широком смысле речь идёт о любом художественном тексте, который вы создаёте, основываясь на уже существующем произведении, – объясняет в начале встречи Артём Роганов.

Среди авторов фанфиков, «фикрайтеров», принято пользоваться особой терминологией. Так, «фандом» означает связь фанфика с оригинальным произведением или популярным жанром. Существуют как известные фандомы — например, «Гарри Поттера» и «Властелина колец», так и более редкие, переосмысляющие модернистские романы или авторское кино. Однако не всё творчество фикрайтеров обязательно относится к какому-либо фандому. Тексты, написанные без заимствования героев, мира или событий выделяются в категорию «ориджиналов».

Почему важны фанфики? Беседа о недооценённом жанре

Сперва фанфиками называли свою прозу любители научной фантастики, – рассказывает Анастасия Фрыгина. – Но однажды поклоннику «Звёздного пути» пришла в голову мысль написать об уже существующих персонажах. Его историю опубликовали в журнале Spockanalia в 1967 году. С этого начался жанр фанфика в нашем сегодняшнем понимании. Случалось, фанфик обретал такую популярность, что издавался отдельной книгой или даже серией. Иногда книги, выросшие из фанфиков, с удовольствием читают те, кто вовсе не знаком с оригиналом. Яркий пример — «Кольцо тьмы» Ника Перумова, эпическое продолжение «Властелина колец», после которого Ник Перумов уже стал профессиональным писателем-фантастом.

Нельзя не отметить, что опираться в своём творчестве на уже существующие тексты — давняя литературная традиция. Многие классические произведения в той или иной степени перерабатывали расхожие легенды, фольклорные или авторские сюжеты. Пьеса Уильяма Шекспира «Гамлет» выросла из «Деяний данов» Саксона Грамматика, где была «Сага о Гамлете». Знаменитый «Фауст» Гёте частично основывался на пьесе Кристофера Марло, а молодой Лермонтов, как известно, подражал Байрону. В широком смысле фанфикшеном можно считать многие произведения, о чём спикеры также упомянули в беседе.

Почти вся классическая литература обращается к архетипам, вечным образам и сюжетам, которые с древности присутствовали в мировой культуре и не теряют своей актуальности, — говорит Артём Роганов. — В комиксах «Марвел» есть целая серия о Торе, Локи и Одине, персонажах скандинавской мифологии. При этом у «Марвел» между древнескандинавскими богами разворачивается конфликт скорее библейский, образ Локи там близок к образу Каина, завистливого и злого братоубийцы. В сагах же характер Локи куда сложнее.

Причинам, по которым люди пишут фанфики, на мастер-классе уделили немало внимания. Подробно обсуждалось знакомое многим желание продолжить увлекательную книгу, которое возникает после окончания чтения. По словам Анастасии Фрыгиной и Артёма Роганова, фикрайтерами нередко движет стремление поместить полюбившихся героев в новые обстоятельства или просто исправить сюжетный поворот, который показался неуместным. К тому же спикеры отметили, что писать фанфики полезно, даже если в результате у авторов не получается талантливой литературы. Прежде всего создание своей истории по мотивам чужой книги предполагает, что та была внимательно прочитана. Фанфик требует от читателя встать на место автора, то есть обратить внимание на структуру повести или романа, проанализировать характеры и мотивацию героев.

Почему важны фанфики? Беседа о недооценённом жанре

Умелый фикрайтер глубоко погружается в произведение, по которому пишет, и в результате в процессе он разбирается, как оно устроено, подмечает литературные приёмы, неявные и явные правила, — обращается к слушателям Анастасия Фрыгина. — Мы будем заниматься в первую очередь этим: выяснять, как сделан тот или иной текст, и пробовать по-своему его повторить.

Из выступлений обоих спикеров напрашивается вывод, что фанфики играют более важную, познавательно-развлекательную роль для тех, кто их пишет, а не для тех, кто их читает. Да, творчество поклонников иногда оказывается широко востребовано, и не секрет, что подражание порой становится оригинальным авторским высказыванием, приобретает самостоятельную художественную ценность. Однако, если взглянуть на статистику наиболее популярного тематического русскоязычного ресурса «Книга фанфиков», количество историй там исчисляется сотнями тысяч. Сколько из них нашло существенную читательскую аудиторию? Не так уж много. Сколько будет издано? Ещё меньше.

Другое дело, что нельзя не приветствовать фанфики как хобби, как занятие для получения удовольствие. И причина здесь кроется даже не в представлении о психотерапевтической пользе письма. В слове «графомания» неспроста присутствует нездоровое «мания». Но графоман — прежде всего тот, кто уверен в своей гениальности, либо, по крайней мере, придаёт своему творчеству высокую значимость. Фикрайтера, осознанно пишущего в буквальном смысле вторичные тексты, едва ли можно считать графоманом. Это честный любитель. А честный любитель художественного письма, как правило, неизбежно становится честным любителем чтения. За редким исключением нельзя заниматься творчеством, не зная уже существующих аналогичных произведений. И если фанфики зачастую справедливо критикуют с точки зрения их художественных достоинств, увлечение ими всё равно является ценным путём к пониманию литературы и залогом живого к ней интереса.