Какой нужен Young Adult? Беседа о литературе для «молодых взрослых»

3 июня на фестивале «Красная площадь» прошла встреча «Young Adult: что и как читает новое поколение?». Книжный обозреватель Наталья Ломыкина, писательница Нина Дашевская, а также представители издательств Анастасия Пономарева, Марина Кадетова и Юлия Тризна обсуждали, чем отличаются тексты в этом направлении от обычной жанровой прозы и как они могут помочь потенциальному читателю. Рассказываем о ключевых и самых ярких моментах дискуссии.

Какой нужен Young Adult? Беседа о литературе для «молодых взрослых»

Young Adult или, как уже принято писать в русской транскрипции, янг-эдалт — сфера современного книгоиздания, не первый год занимающая умы авторов и литературных экспертов. Так называют произведения, которые рассчитаны на молодую, но уже взрослую аудиторию, примерно от 16 до 25 лет. В то же время вопрос и возрастных рамок, и сути самого термина остаётся открытым.

«Я думаю, янг-эдалт охватывает на деле куда более широкий круг читателей, — поделилась своим видением редактор издательства «Самокат» Анастасия Пономарева в начале встречи. — Можно вообще ориентироваться на людей от 12 и до 30 лет, не ошибёшься. Когда я отбираю тексты этого направления, то в первую очередь ищу те, которые тебя поддерживают, помогают принять какое-либо внутреннее решение, сформировать ценности. Обычно янг-эдалт посвящён инициации молодого человека во взрослую жизнь, моменту перехода от ребёнка к самостоятельной личности. Поэтому для меня возраст — не показатель, ведь некоторые люди ищут поддержку и чувствуют себя детьми даже после сорока».

«Многие разделяют подростковую литературу и янг-эдалт, — добавила редактор издательства «КомпасГид» Марина Кадетова. — Есть ли разница? Я для себя решила, что всё-таки янг-эдалт рассчитан и на людей постарше, и в целом сильнее сконцентрирован на болезненных, острых темах. Это книги о том, о чём хочется говорить именно с самим собой».

Модератор дискуссии Наталья Ломыкина предложила участникам назвать достойные примеры, и представители издательств рассказали о любимых новых проектах — мистическом триллере Александры Зайцевой «Соль», романе Стефана Касты «Притворяясь мёртвым», где речь идёт о буллинге. Юлия Тризна отметила, что янг-эдалт в силу своего внимания к важным, но совсем не детским темам часто публикуется с маркировкой «18+», и специально для таких книг «Поляндрия» запустила импринт NoAge. Истории, рассчитанные на читателей старшего школьного возраста, нисколько не обязаны быть беззаботными идиллиями, но всё же должны показывать «свет в конце тоннеля». Проблему возрастных маркировок и самоцензуры с точки зрения писателя также прокомментировала Нина Дашевская:

«Лично я сначала пишу, как думаю и вижу, а потом представляю себе, что написанное читает знакомый ребёнок, и убираю какие-то вещи. Понятно, что подростки знают ту же ненормативную лексику подчас лучше взрослых. Но ведь существует добрая традиция — младшие при старших не говорят некоторых слов, но и старшие при младших не должны. Это как будто вопрос взаимного уважения. А так эта литература — она просто для людей, конечно, не для подростков и не для сорокалетних. Что такое янг-эдалт? Там описываются ситуации, когда человек встречается со взрослыми проблемами, ещё не определившись во всём. Опыта ещё нет… а жизнь взрослая уже началась».

После того как участники выяснили, что янг-эдалт читают не только подростки, речь зашла о том, что и подростки интересуются далеко не только литературой для «молодых взрослых».

«У меня был похожий разговор непосредственно с ребятами-старшеклассниками, — рассказала Анастасия Пономарева. — И сколько я не пыталась увести его в сторону янг-эдалта, они упорно обсуждали книги Евгения Водолазкина и Гузель Яхиной. То есть многие школьники и тем более студенты любят современную внежанровую прозу. Конечно, возможно, они таким образом хотят казаться взрослее. Но запрос на умную литературу нельзя игнорировать».

«На “Улисса” или “Игру в бисер” попросту куда больше времени и сил, когда тебе шестнадцать-семнадцать, — заметила Нина Дашевская. — И ещё у нас появились абсолютно новые подростки. Это возраст, которого прежде не было. Люди раньше начинают зарабатывать, самостоятельно вести быт, но не то чтобы они стремятся брать ответственность за что-либо. Возникает особый возраст свободы, и мне кажется, сейчас нам нужна литература не столько о тяжёлых ситуациях, сколько о том, как жить нормальной жизнью».

Марина Кадетова добавила, что качественные книги о повседневности тоже существуют, правда, они, как правило, переводные. Например, повесть «Мечтатели Бродвея» — о компании друзей, где вроде бы ничего особенного не происходит, но у каждого героя есть или серьёзные амбиции, или не самая простая влюбленность. Словом, книга рассказывает о ситуациях, которые нередко случаются и в реальности. Остальные участники согласились, что в янг-эдалт литературе одинаково важны как истории об относительно спокойной жизни, так и острые драмы. Последние популярны, так как они раскрывают проблемы, которые обычно принято замалчивать: насилие, утрата близких людей, зависимость.

«Мы бы очень хотели, чтобы у людей до восемнадцати лет в жизни не было ничего, что требует пометки “18+”. Но что делать, если зачастую складывается иначе? Авторы же видят, как порой происходит, и не могут не писать о том, что происходит», — подытожила Нина Дашевская.

Некоторые вопросы прояснили гости встречи. Так, одна слушательница недавно защитила диплом на тему янг-эдалт литературы и уточнила, что это направление нельзя считать новым, поскольку ему близок роман взросления, или роман воспитания, возникший ещё в эпоху Просвещения. Действительно, роман воспитания точно так же, как и книги в категории янг-эдалт, посвящён столкновению неопытного человека со взрослой жизнью. Однако янг-эдалт отличается от классицистского образца меньшей назидательностью. Современные истории о взрослении чаще демонстрируют внутренний мир героя, сильнее акцентируют внимание на его эмоциях. Кроме того, янг-эдалт, как отметила под конец беседы Анастасия Пономарева, нельзя относить к жанровой литературе в строгом смысле слова. Подобные книги нередко содержат элементы триллера или мистики, а подчас вовсе тяготеют к любовному роману или детективу. Но централен здесь молодой герой, который находится — на этом сошлись все участники дискуссии — в поиске своего предназначения и той морально-этической системы, которая позволит ему обрести гармонию с собой и с окружающими его людьми.