Анья Портин. Радио Попова

Поймать сигналы: два взгляда молодых читателей на роман Аньи Портин «Радио Попова»

Не так давно на русском языке вышла книга финской писательницы Аньи Портин, проиллюстрированная художницей Миилой Вестин. «Радио Попова» — история о мальчике Альфреде, родной отец которого не уделяет ему почти никакого внимания. Реальная проблема оборачивается волшебной встречей и даже созданием собственной радиоволны для таких же забытых детей. О плюсах и минусах книги в рубрике #СВОЁМНЕНИЕ с разных точек зрения рассказывают авторы подросткового журнала ЛИФТ, Женя Ромашка и Ева Логинова.

Анья Портин. Радио Попова

Анья Портин. Радио Попова

Женя Ромашка, 16 лет:

Книга «Радио Попова» была написана Аньей Портин и выпущена на русском в 2022 году издательством «Самокат». И нет, она не биографическая, она о волшебстве… Когда ты большую часть времени проводишь в одиночестве, потому что твой отец колесит по миру, сильнее всего хочется почувствовать себя главным героем какой-нибудь истории, которая даст тебе свободу, новых друзей и впечатления. Именно в такую ситуацию попал главный герой произведения «Радио Попова», юный Альфред Забытый. В очередную одинокую и бессонную ночь, когда еда дома почти закончилась, а электричество пропало, мальчик решает улечься спать в коридоре, чтобы было разнообразие в его скучной жизни, как вдруг под дверь просовывают газету с яблоком, бутербродом и носками. Альфред пугается, но принимает подарок от незнакомца. В следующую ночь это повторяется, теперь Альфред открывает дверь и выскакивает из квартиры, чтобы узнать, кто стоит за ночными подарками. Оказывается, это не незнакомец, а незнакомка, и звать её Аманда, а по ночам она разносит гостинцы забытым детям.

«Забытыми» в романе называют детей, о которых родители не заботятся — частично или совсем. В зависимости от того, как именно родители относятся к своим детям и как они на это реагируют, существуют классификации: полностью забытые, частично забытые, высокофункциональные, частично функциональные, низкофункциональные. Альфред, кстати, относится к полностью забытым, но высокофункциональным. И он очень сильно хочет помочь другим, когда узнаёт обо всём от Чуткоухой Аманды Шелест — женщины, которая имеет что-то вроде волшебной силы слышать вздохи забытых детей. Аманда принимает мальчика к себе в дом, «селит» его в гамак у антресоли. Пока Альфред обустраивается, ему на голову падает коробка с радиоприёмником Попова и его чертежами, тогда-то и начинается история. Альфред помогает Аманде со сбором яблок, готовкой и прочими домашними обязанностями, порой ходит с ней по ночам разносить газеты для других «забытых», пока у них не возникает идея запустить передачу для детей под названием «Радио Попова». Её Альфред начинает вести каждую субботу в три часа ночи — именно в это время большинство забытых детей не спит и вздыхает глубже и тяжелее всего. Идея воплощается в реальность, и «забытым» действительно нравится слушать программу Альфреда.

Книжка читается легко, в ней нет тяжёлой лексики и непонятных слов, но она чересчур спокойная и даже местами скучная — её можно читать своей младшей сестре на ночь, не более. Также в ней есть непонятные моменты, вроде того, когда отец главного героя подписал бумаги, разрешающие сыну жить у Аманды, без каких-либо пояснений, будто просто так. Некоторые фразы о родителях забытых детей отталкивают: в разговоре с Альфредом о его отце и об объявлениях о пропаже сына, в которых одна неправда («Сердце разрывалось от мысли, что мне придётся оставить сыночка одного», «Я звонил ему каждый день», «Мой ненаглядный ребёнок»), Шелест произносит: «Ты, конечно, сейчас не поверишь, но ты действительно ему нужен». Это звучит грубо и даже глупо, потому что задача Чуткоухих — помогать забытым детям, а не ставить под вопрос их эмоции и чувства в отношении своих родителей. Книжка на один раз, в общем. Её не хочется перечитывать, разве что ещё раз посмотреть на иллюстрации Миилы Вестин. И, может, если читатель интересуется учёными, в конце произведения есть небольшой текст об Александре Степановиче Попове, из которого можно узнать новое для себя о русском физике.

Ева Логинова, 17 лет:

«Забытые» — это дети, которых не замечают их родители. Одни слишком много работают, другие пьют, а третьи уезжают в командировки. Главный герой книги «Радио Попова», Альфред Забытый, даже не знает своего имени. Настолько редко к нему обращается единственный родитель — отец, который вечно в отъезде. Впрочем, находясь дома, мальчика он тоже не замечает.

Я подделывал отцовскую подпись на контрольных, сколько себя помню. Крайне редко, когда он не только был дома, но ещё и готов слушать, мне удавалось заполучить его подпись. В один из таких дней, он, довольно крякнув, сфотографировал листок и выложил его у себя на странице. Под фото он поставил теги #яблокоотяблони и #мымолодцы.

В одну ночь, когда у Альфреда не было ни еды, ни денег, ни родителя рядом, к нему в почтовый ящик упало яблоко и носки. Эта ночь становится началом долгой истории дружбы Альфреда с Амандой — женщиной, уши которой вибрируют, когда она слышит вздохи одиноких детей. Это она разносит по ночам «забытым» носки и яблоки, которые выращивает в своём саду. Несмотря на элементы фантастики в книге — например, понимающие всё ворон Харламовский и кошка Мельба, важно отметить, что такие дети существуют на самом деле. Не зря так много о детском одиночестве рассказано историй и снято фильмов. Мне вспомнилась «Матильда» Роальда Даля, и здесь тоже есть умный не по годам мальчик, его отец, который промышляет недобросовестным бизнесом, и чудом встретившийся на пути добрый друг и спаситель, Аманда. Однако, несмотря на эти сходства, я не могу сказать, что «Радио Попова» — хуже, эта книга вполне самодостаточна, и я бы уж точно не назвала её «плагиатом».

Почему она так называется? У Аманды дома мальчик находит один из первых экземпляров радио, созданных самим Поповым — русским профессором, который радио на самом деле и изобрёл. Альфред решает вести передачу, где вещает для таких же «забытых», с целью показать им, что на самом деле они не одиноки.

А если я, самый одинокий ребёнок в мире, счастлив, то, возможно, и остальные «Забытые» ощущают то же самое? Во всяком случае я дал им понять, что кто-то услышал и слышит их в темноте.

Особенно мне запомнилось и понравилось то, как Анья Портин написала про первые ощущения мальчика от встречи с Амандой. Так верно подмечено, что после долгого одиночества слышать или говорить местоимение «мы» — очень странно!

Мне вдруг стало неловко, что я так смело сказал «нам». Я ведь всё ещё не знаю, какое место в будущем Аманды мне уготовлено. Что, если «мы» исчезнет из моей жизни так же внезапно, как появилось?

На своём пути Альфред встречает одноклассницу, которая оказывается хорошей подругой, доброго учителя, конечно же, саму Аманду и многих других неравнодушных людей. Уже и язык не поворачивается назвать его «забытым»! Хочется, чтобы так стало с каждым ребёнком, который чувствует себя одиноко. Эта книжка несёт очень важную мысль о том, что на самом деле никто из нас не одинок и не «забыт». Я думаю, что порой всем нужно себе об этом напоминать, и «Радио Попова» — отличный вариант, как это сделать.