«Мне интересны любые жанры и форматы, которые поддерживают подростка»: разговор с издателем Виталием Зюсько

Среди героев «Актуальных разговоров» есть не только писатели, художники, педагоги и переводчики, но и те, благодаря кому рукописи и иллюстрации превращаются в книги, попадают на полки магазинов и библиотек, а затем и к читателям. Речь идёт об издателях. В этом году пятнадцать лет исполняется «КомпасГиду», одному из главных издательств современной российской и зарубежной литературы о подростках. С директором «КомпасГида» Виталием Зюсько мы поговорили о новых направлениях и сериях, о романе Мелиссы да Коста и важности географии в книгах, о просветительских задачах издателя и многом другом.

Виталий Зюсько

Виталий Зюсько (фотограф Ольга Алисова)

Артем Роганов: Виталий, здравствуйте! Здорово, что выпала возможность задать вопросы, причём в юбилейный для «КомпасГида» год. Издательству исполняется пятнадцать лет. Вы наверняка будете готовить что-то особенное для читателей и экспертов?

Виталий Зюсько: Спасибо огромное за информационную поддержку. И, если позволите, я хотел бы начать наш разговор с поздравлений на страницах «Библиогида». Без наших авторов, художников, переводчиков, редакторов и всех-всех причастных к созданию книг представить «КомпасГид» сегодня невозможно. Отдельные поздравления всем моим замечательным коллегам, как прошлым, так и настоящим. Благодаря вашим усилиям и любви издательство продолжает развиваться. Я часто слышу, как в профессиональном сообществе нас называют «компасгидовцы» – это звучит очень приятно и воспринимается как высокая оценка не только издательской работы, но и творческой сплочённости вокруг определённых идеалов и ценностей.

Возвращаюсь к вашему вопросу – как раз к пятнадцатилетию мы почти завершили переиздания наших любимых книг. Некоторых рассказов и повестей уже не было в продаже, а расставаться с ними совершенно не хотелось, потому что они актуальны и сегодня. Речь идёт о двух сериях. Первая, в оформлении талантливой Алёны Зайцевой, – «Избранное» – книги для среднего и старшего школьного возраста, которые в библиотеках получили название «Чёрная серия». Туда вошли такие сборники, как, например, «Я здесь живу» Евгении Басовой и Марии Ботевой, «Фотографии на память» Марии Мартиросовой, «Один на один» Евгения Рудашевского и Дмитрия Ищенко. Вторая серия – «Избранное. Дети» – адресована читателям младшего школьного возраста. Удачный, привлекающий внимание дизайн этой серии нам сделал Артём Суменков. Здесь у нас опубликованы и «Царское дело» Натальи Савушкиной, и «Вилли» Нины Дашевской, и «Дом П» Юлии Кузнецовой, и другие истории.

Артем Роганов: Какие у вас в целом ощущения от юбилея как у издателя?

Виталий Зюсько: В социальных сетях «КомпасГида» мы решили открыть наш пятнадцатилетний книжный шкаф и в течение 2024 года рассказывать не только о новинках, но и о книгах, которые сегодня можно найти уже разве что в библиотеках. Это, например, «Люси» Жаклин Дюэм, «Хиросима» Тоси Маруки, «Украденные имена» Хосе Тассиеса. Там же – в наших социальных сетях – мы принимаем поздравления от всех причастных к жизни «КомпасГида». Узнаём, у кого какие книги вызывают больше всего восторга, купаемся в лучах любви, добрых слов и пожеланий. В общем, оказывается, юбилей – это страшно приятно! Но и это ещё не всё. В 2024 году юбилей совпал у нас с другой значимой датой. Речь о десятилетии со дня издания одной из самых важных компасгидовских книг, «Сахарного ребёнка» Ольги Громовой.

Артем Роганов: Будут ли новые конкурсы? В прошлом году у вас был конкурс для фантастов и фэнтези-прозаиков, до этого «Подросток N». Вы планируете продолжать подобные проекты?

Виталий Зюсько: Спасибо, что помните! Хотя конкурс «Подросток N» мы провели пока один раз, первый сезон получился действительно ярким и помог открыть читателям талантливую писательницу из Минска Анну Зенькову, её грустную и одновременно дарящую надежду повесть «С горячим приветом от Фёклы». Для всех нас большая удача открыть писательницу, которая буквально за несколько лет смогла показать в своих книгах невероятный диапазон творческих интересов. Если вы ещё не успели добраться до её последней повести «Те, кого не было», то я рекомендую, очень сильный текст. Однако проведение конкурса – серьёзная информационная и организационная нагрузка, на которую сейчас пока сложно решиться. Возможно, в будущем мы вернёмся к «Подростку N» и запустим второй сезон.

Артем Роганов: У «КомпасГида» как будто есть своя сложившаяся команда писателей, с которыми вы работаете. Евгений Рудашевский, Евгения Басова, Ева Немеш, Мария Ботева… Кто ещё именно ваши авторы по духу, по стилю? Кого бы вы вероятно хотели издать, но пока не получается?

Виталий Зюсько: Тут я бы говорил скорее не о команде, а о сложившихся отношениях между автором и издателем. И мне очень приятно, когда автор выбирает «КомпасГид» и возвращается к нам с новым текстом по разным причинам, будь то комфортный опыт сотрудничества с редакцией, совпадение жизненных ценностей, удачная совместная работа над продвижением книги или высокие роялти от продаж.

Список авторов у нас действительно большой, и у каждого писателя своя история отношений с «КомпасГидом», но издавать только опытных прозаиков мне лично скучно. Хочется продолжать открывать новые имена. В этом, наверное, особенность издательской политики «КомпасГида». Мы часто берём неизвестного автора без публикаций, без творческой репутации и готовы с ним работать до каких-то серьёзных достижений: допустим, национальных или международных премий, до творческих встреч и поездок по всей стране, высоких продаж и так далее.

«Мне интересны любые жанры и форматы, которые поддерживают подростка»: разговор с издателем Виталием Зюсько

Артем Роганов: Последнее время у вас выходят сборники повестей. Иногда одного автора, иногда нескольких – «Я здесь живу», «Счастливцы», «Стеклянные лягушки». Такой формат редко встречается в других издательствах, специализирующихся на литературе о взрослении и детстве. С чем это связано?

Виталий Зюсько: Действительно, как мне кажется, относительно длительный период сборники повестей не были особо востребованы на книжном рынке. Почему этот формат был отодвинут в сторону, я не знаю. Может, он ассоциировался с советскими хрестоматиями, от которых издатели хотели отстраниться... Сегодня одним из первых, кто вернул сборники в издательский план, стал талантливый издатель Николай Джумакулиев, создатель серии «Рассказы "Волчка"». Пример Николая вдохновил и меня, и чуть больше года тому назад мы решились на упомянутую серию «Избранное». К юбилею как раз вышли почти все переиздания самых любимых наших текстов. Мы в каком-то смысле отпустили ненужные внутренние ограничения относительно этого формата и стали спокойно работать дальше. Здесь не стоит забывать и нашу первую, изданную в 2009 году книгу – «Десять историй, которые прошли сквозь стены». Это сборник пусть и не повестей, а рассказов, тем не менее, с него всё началось.

Артем Роганов: Яркий дебютант прошлого года – Алиса Стрельцова и её «Шишкин корень», посвящённый Нижнему Новгороду XIX века. Это не единственный пример, когда место играет важную роль в книгах ваших авторов. «В поисках мальчишеского бога» Ищенко – о севере, о селе Цыпнаволок в Мурманской области. Речь идёт о некой тенденции среди авторов? Или играет роль и ваше стремление искать книги с подобными локальными темами?

Виталий Зюсько: Без географии сложно прочувствовать биографию персонажа. Помните, как у Сэлинджера: «Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверное, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провёл своё дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения...» Определённые локации с их историческими коннотациями иногда говорят удивительно многое о герое и его семье. А для юных читателей тут сплошные плюсы – можно лучше узнать и географию, и историю России. Мы поднимаем эту тему на редакционных планёрках, порой просим авторов указывать город, где живут герои, просим лучше прописать географическое пространство, атмосферу. Однако делать вывод относительно тенденций, увы, не могу – пока мало вводных. Возможно, авторы и читатели «Библиогида» помогут в комментариях. Даже интересно, какие города встречаются чаще всего в подростковой литературе: Москва, Петербург или «город N»? В любом случае, хотелось бы верить, что время анонимного стерильного города в художественных текстах подходит к концу.

Артем Роганов: За пятнадцать лет тематическая и жанровая рамка книг, выпускаемых «КомпасГидом», сильно расширилась. Со временем появилось больше прозы российских авторов, сейчас добавились фэнтези и янг-эдалт. Вы планируете расширять жанровые границы и дальше? Какое направление вас в данный момент особенно интересует?

Виталий Зюсько: Прежде всего, «КомпасГид» – это истории об уникальности и ценности жизни каждого из нас. Герои наших книг почти всегда индивидуалисты. Они по-разному думают и по-разному переживают трудные ситуации. За время своей работы издательство определилось и с главным героем своих книг, и со своим главным читателем – это подросток. Хотя книги для младших школьников и «на вырост» мы тоже издаём, конечно же, нам больше интересен тот максималист и идеалист, который ещё не научился идти на компромиссы и возможно поэтому готов напоминать нам, взрослым, о справедливом мире, где всё должно быть честно. Вместе с тем у подобного героя обычно происходит сложный период взросления: перестраивается тело, он уже не такой милый для всех, как раньше, но его пока не воспринимают равным себе взрослые. Мне интересны любые жанры и форматы, которые поддерживают подростка. Тут «КомпасГид» в качестве книжного гида остаётся себе верен. И, честно говоря, через какой жанр и формат говорить о непростых вещах с нашим читателем, для меня значения не имеет.

Артем Роганов: Сейчас многие издательства, специализирующиеся на книгах для детей и подростков, начинают выпускать литературу, рассчитанную на взрослых. Кто-то создаёт отдельные импринты, кто-то ограничивается серией. У вас недавно вышла книга Мелиссы да Коста «Вся синева неба», которая отличается даже от янг-эдалта тем, что главные герои в ней старше двадцати пяти лет. Почему вам захотелось опубликовать её роман и кроется ли в вашем случае за этим какой-то план?

Виталий Зюсько: С возрастной аудиторией в «КомпасГиде» всё более или менее понятно. Основные наши читатели – подростки десяти-семнадцати лет и их родители, которым хотелось бы поддержать своих детей. А вот с романом «Вся синева неба», который я бы отнёс к лучшим примерам new adult литературы и который очень тонко перевела моя любимая Нина Хотинская, было сложнее. Когда я прочитал его, то подумал: а почему бы не попробовать передать привет тем, кто вырос на наших книгах? Многим из них сейчас как раз около двадцати пяти, возможно, роман им отзовётся. Это завораживающая и красивая история молодых людей, которые, отметая ненужное, идут навстречу друг другу, влюбляются и делают выбор вопреки всему провести короткий период времени вместе. Не исключено, что мой «книжный привет» не считался сразу. В любом случае, расстраиваться я не буду: эта книга уже нашла своих поклонников, которые, как и я, обожают жанр «вся жизнь впереди, но что-то пошло не так». И что-то мне подсказывает, что это не последний роман Мелиссы да Коста, который выйдет в России.

Виталий Зюсько

Артем Роганов: Кроме того, трудно не заметить, что за последние четыре года в «КомпасГиде» появилось гораздо больше фантастики и фэнтези для детей и подростков. Это происходило спонтанно или было какое-то осознанное решение издавать больше фэнтези? Почему?

Виталий Зюсько: Несмотря на все предубеждения людей, привыкших к «серьёзному чтению», фэнтези – важный жанр. Назовём его «ресурсным местом», где каждый найдёт что-то своё: возможность отдохнуть от повседневной рутины, совершить литературное путешествие в вымышленные миры, просто побыть один на один с книгой. А для подростка, как мне кажется, он важен вдвойне – там можно спрятаться на несколько часов от мира взрослых, их претензий и ожиданий. В общем, если ваш подросток читает фэнтези, это отлично, не критикуйте его. Значит, желание читать у него выжило вопреки обязательной школьной программе по литературе. Правда, решиться на запуск фэнтези как отдельного направления в одиночку бы я точно не отважился. Тут случилось чудо: перед карантином к нам постучался стажироваться студент факультета психологии Александр Лазарев, который, как выяснилось со временем, страстный фанат жанра. У него есть свой блог, где он занимается популяризацией фэнтези, есть и начитанность, и серьёзные знания в этой сфере, а ещё интуиция, подсказывающая, куда жанр с его многочисленными ответвлениями может двигаться. За пару лет мы в «КомпасГиде» все буквально подсели на фэнтези. Так появилась серия, а чуть позже – издательство «Полынь».

Артем Роганов: Какой совет вы бы сейчас дали автору, который пишет повесть о подростках и мечтал бы издаться у вас?

Виталий Зюсько: Боюсь давать советы, но несколько рекомендаций – пожалуйста. Прежде всего, автору стоит читать много разных книг разных издательств. Затем выбрать своё издательство, близкое по ценностям, по интонации, стилю. И после этого познакомиться с ним ближе, посмотреть, каких авторов и какие книги они публикуют. Есть смысл поспрашивать коллег по писательскому цеху, тех, кто уже издаётся. Их рекомендации всегда важны. И, если чувствуете, что готовы – пишите напрямую издателю и главному редактору. Чтобы подбодрить, скажу так: больше половины авторов, издающихся сегодня в «КомпасГиде», присылали свои тексты мне через сообщения в социальных сетях или на электронную почту. Если не ошибаюсь, писательница Ева Немеш написала нам вообще на общую издательскую почту. И ничего, все нашли друг друга!

Артем Роганов: Напоследок не можем не спросить о рекомендациях начинающему издателю, который хочет заниматься детской литературой.

Виталий Зюсько: Август за окном всегда напоминает о первом детском издательстве новой волны «Август», которое буквально открыло XXI век своими яркими, уникальными книгами. Именно их опыт вдохновил других издателей на подвиги в этом деле. Возможно, что и вас вдохновят проекты других коллег на создание своих собственных. Сейчас говорят, что нас много, но в реальности всё несколько иначе. Во-первых, быть издателем детско-подростковой литературы трудно; во-вторых, быть независимым издателем трудно вдвойне; ну, а в-третьих, речь идёт о забеге на очень длинную дистанцию. Издательское дело – не только бизнес. Это просветительская работа, которая формирует будущее. К ней нужно подходить серьёзно и осмысленно. В общем, если перечисленное вас не пугает, то присоединяйтесь к нам, у нас, независимых детских издателей, страшно хлопотно, но одновременно интересно и даже весело.

Интервью провел Артем Роганов