Наталия Ермакова, Сергей Штильман. А я останусь!

Главный герой повести – город

Повесть Наталии Ермаковой и Сергея Штильмана «А я останусь!» вошла в шорт-лист VIII Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. С писателями побеседовала филолог Наталья Богатырёва.

Наталья Богатырёва: Когда была написана повесть «А я останусь!»?

Сергей Штильман: В 2022 году. Названием повести стала фраза главной героини, 15-летней Нади Елисеевой, которая решает остаться в Москве в октябре 1941 года и не хочет уезжать за Урал вместе с матерью и братом: «Вы как хотите, а я останусь! Я из Москвы никуда не поеду!» Так Надя хотела доказать свою самостоятельность соседскому пареньку Юрке, в которого была влюблена. Но после этого спонтанного поступка ей самой пришлось решать множество проблем: устраиваться на работу, налаживать свой быт в сложнейших условиях военного времени, заботиться о маленькой сестренке и старой бабушке Юрки.

Наталия Ермакова: Хочу напомнить, что октябрь 1941 выдался очень непростым для Москвы и москвичей. Немцы рвались к столице. 16 октября в городе была страшная паника, на сутки остановилось метро, бесчинствовали мародёры, царило полное безвластие. Из столицы в Куйбышев (ныне Самара) собирались эвакуировать советское правительство, в тыл вывозились промышленные предприятия. Люди всеми правдами и неправдами старались выехать из города, а наша героиня в это же самое время приняла такое неожиданное решение.

Наталия Ермакова, Сергей Штильман. А я останусь!

Наталия Ермакова, Сергей Штильман. А я останусь!

Наталья Богатырёва: Как и когда возник замысел книги?

Наталия Ермакова: Замысел книги родился после встречи с прототипом нашей главной героини Нади – Надеждой Алексеевной. Ей к тому времени исполнилось 90 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, она сохранила ясный ум, прекрасную память и желание поделиться со мной своими воспоминаниями о жизни в Москве в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Надежде Алексеевне было 15 лет. Нужно сказать, что до этой встречи у нас с моим соавтором было желание написать об этом тяжёлом для Москвы и москвичей периоде. Но воспоминаний наших близких было явно недостаточно для повести. А тут – такой подарок судьбы!

Правда, сначала был написан сценарий полнометражного фильма. С ним мы участвовали в 2021 году в конкурсе сценариев Кинофестиваля военно-исторического кино. Продюсеры посоветовали сделать из этого сюжета сериал. Мы написали пилотные серии, но до производства фильма, к сожалению, дело так и не дошло. И тогда мы решили написать повесть.

Наталия Ермакова, Сергей Штильман. А я останусь!

Наталья Богатырёва: Какова в повести доля документального и вымышленного?

Сергей Штильман: «А я останусь!» – художественное произведение. Но, разумеется, всё, что касается реальных исторических событий, на фоне которых разворачивается действие повести, строго документально. Другое дело – отношения между персонажами, а также события, о которых идет речь в повести. Там вымысел и реальность переплетаются настолько причудливо, что отделить их друг от друга порой невозможно. В какой-то момент герои повести «оживают», начинают совершать поступки, свойственные их характерам, темпераменту, нравственным качествам; начинают говорить своим собственным голосом – только успевай записывать, удерживать «нерв» повествования! Порой поступки наших персонажей, резкие повороты в их судьбах удивляли нас с соавтором. Помните, как говорил Пушкин одному из своих друзей: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё…»

Наталия Ермакова, Сергей Штильман. А я останусь!

Наталья Богатырёва: Есть ли прототипы у персонажей?

Сергей Штильман: Кроме Нади Елисеевой, есть прототипы и у других персонажей нашей повести. Прототипом Наташи – старшей подруги главной героини – стала бабушка моего соавтора – Наталия Степановна Ермакова. Судьба отца семейства – в частности, его решение пойти на войну и записаться добровольцем в народное ополчение, несмотря на серьёзную травму сухожилий пальцев правой руки, – перекликается с судьбой моего деда, который до войны работал закройщиком на обувной фабрике «Парижская коммуна». Дед получил травму, перетаскивая тяжелые станки, незадолго до войны. Он воевал в 9-й Кировской дивизии народного ополчения, от которой к 7 октября 1941 года из 10 тысяч бойцов осталось в живых только около тысячи.

Наталья Богатырёва: Будет ли у повести продолжение?

Наталия Ермакова: Непосредственно линейного продолжения повести нет, но уже написана параллельная история мамы Нади, Елены Константиновны, и 13-летнего брата Пашки, которые уехали в эвакуацию в Зауралье, в село Юровка. Эта повесть – «Тогда взрослели рано» – охватывает тот же временной период, что и «А я останусь!»: с октября 1941 по май 1944. Мы посчитали, что судьба мамы Нади и её брата, те трудности, с которыми они столкнулись за 2,5 года эвакуации, заслуживают отдельной повести. А вместе с повестью «А я останусь!» составляют дилогию.

Сергей Штильман

Сергей Штильман

Наталья Богатырёва: Какой возрастной аудитории адресована повесть «А я останусь!»?

Сергей Штильман: Наша повесть в первую очередь адресована подросткам, но, думаю, прочитать её будет интересно и взрослым, особенно москвичам. Дело в том, что о Москве и её жителях в годы войны написано, на удивление, мало. Есть повесть Льва Кассиля «Великое противостояние». Есть эпизоды в книге Юрия Нагибина «Тьма в конце тоннеля» и Игоря Русого «Время надежд». Но произведений, где действие происходит во время Великой Отечественной войны исключительно в Москве, практически нет. Во всяком случае, нам с Наталией они не попадались. А нам посчастливилось найти уникальный материал об этом периоде.

Интервью провела Наталья Богатырёва