МИХАЛЬСКАЯ МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Род. в 1983 году. Книга Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (дипломный проект для МГУП) — получила «бронзу» на Международной бьеннале иллюстрации в Загребе (Хорватия). Лауреат ежегодного всероссийского конкурса «Образ книги-2008». В своём творчестве отдаёт предпочтение сказкам европейских писателей, развивает традиции современной западной книжной графики.
Родилась 3 мая 1983 года в Москве. В 1995-1999 гг. училась в детской художественной школе № 7. В 2002-м поступила в Московский государственный университет печати на факультет художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП). В 2007 году успешно защитила дипломный проект — книгу Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Отвечая на вопросы «BiblioГида», Мария рассказала: «Моё настоящее увлечение книжной графикой началось, когда мне посчастливилось попасть в ученицы к профессиональным художникам-иллюстраторам Сергею Александровичу Коваленкову и Елене Александровне Трофимовой. Огромный рабочий стол, бесчисленные наброски, раскадровки книжек, кальки, огромное количество альбомов по искусству и просто красивых детских и взрослых книжек, оформленных ими самими, или их друзьями, или зарубежными мастерами книжной графики, — всё это произвело на меня большое впечатление и разбудило интерес к оформлению книги. Я впервые попала в бурлящую профессиональную рабочую атмосферу опытных книжных графиков. Смотрела на наброски и иллюстрации (настоящие, которые вот-вот понесут в издательство или которые уже напечатаны и стоят в шкафу на полке!), рассматривала всевозможные книги, самые разные — от детских книжек-картинок до дизайнерских альбомов, — и невозможно было не заразиться интересом к работе с книгой. Помимо азов книжного оформления, мне было открыто множество интересных игровых возможностей, которые доступны только художнику книги и о которых я раньше не задумывалась: придумать формат, макет, ритм, структуру книги, “срежиссировать” книгу, найти героев, пластическую тему, цвет, шрифт, набор, заголовки. Художник книги имеет уникальную, интереснейшую возможность разыграть все эти компоненты оформления… Опыт наших занятий и исключительно тёплое, ободряющее отношение, которое я почувствовала в этом доме, для меня драгоценны.
![]() |
![]() |
Среди любимых книжных иллюстраторов “номером один” для меня является Lisbeth Zwerger[австрийская художница Лизбет Цвергер]. Пожалуй, ничьи иллюстрации не вызывали во мне такого восторга. В её поздних работах очень эффектно сочетается композиционная острота, контраст мягкого и жёсткого, тонкие колористические решения. Её воздушные, лёгкие иллюстрации с решительными “ударами” чёрного — для меня яркий пример раскованности и виртуозности художника. Очень хочется достигнуть такой же свободы и чувства цвета, чувства белого, чувства листа.
Своим первым и главным достижением я считаю то, что сумела начать рисовать, “как хочется”, как душа лежит. Я выбрала для этого самый неподходящий момент — 2,5 месяца до защиты диплома. Пришлось срочно менять тему и руководителя; времени на новый диплом оставалось мало. Решение далось нелегко, и я очень рада, что всё же смогла побороть сомнения и круто всё изменить. Отложив в сторону тушь, белила и штук десять неудачных принцесс (первая тема моего диплома — норвежские сказки), я с увлечением рисовала ночами “Щелкунчика”.
Как хотелось — c цветом, с кляксами, с фактурами, объёмами и тенями. Это был очень напряжённый, но и очень радостный творческий период. Весна, подъём, раскрепощение, новые возможности… Я считаю, это самый важный и часто — трудный момент для художника (и не только художника) — найти своё, почувствовать себя. В годы учёбы у меня было много метаний в поисках стиля, и это было мучительно.
Помимо организации ритма, композиции, цвета, в иллюстрации мне очень интересно передать состояние, настроение автора. Я считаю, это одна из главных целей иллюстрации — впечатлить читателя, эмоционально воздействовать на него.
Я абсолютно согласна с тем, что иллюстрации к детским книгам должны быть разные: условные, реалистичные, плоскостные или пространственные, яркие, сдержанные по цвету… Мои вкусовые предпочтения: цельность — композиционная и цветовая, знаковость, выразительность.
Сейчас я с нетерпением жду совсем уже скорого выхода переиздания “Щелкунчика” в издательстве “Московские учебники и Картолитография”. Это будет подарочное издание с новым придуманным мною макетом.
![]() |
![]() |
![]() |
Недавно в издательстве “Махаон” вышла книга Оскара Уайльда “Сказки” с моими иллюстрациями.
А сейчас я работаю над книгой “Красный дом” (рабочее название — “Красный лабиринт”). Идея сказки про девочку, кошку и лабиринт — моя собственная: забытая хозяйкой кошка пропадает в волшебных пространствах Красного лабиринта, девочке предстоит отправиться на её поиски и победить Врага ради спасения своей подруги. Я решила нарисовать небольшую по объёму книгу, чтобы была возможность сделать её очень цельной и запоминающейся, с большими распашными иллюстрациями и маленькими блоками текста. Совсем недавно чудесным образом нашёлся автор для этой истории — художница и сказочница Анастасия Коваленкова, дочь моего учителя. Она развила и “отшлифовала” сюжет сказки. Кроме работы над этой сказкой, в наших совместных планах оформление книги про языки народов мира для “Детского проекта” Людмилы Улицкой. Анастасия будет рисовать иллюстрации, а я — придумывать вместе с ней макет и образ книги. Работа дизайнера тоже крайне интересна для меня, и я с радостью за неё берусь».

![]() |
![]() |
А вот мнение кандидата искусствоведения Георгия Махашвили о творчестве Марии Михальской, опубликованное в каталоге Международной бьеннале иллюстрации в Загребе (2008): «Манера изображения Михальской в чём-то близка конструктивистским опытам 1920-1930-х гг., выразительность образов в её иллюстрациях достигается за счёт смелого упрощения и геометризации форм. Глубинные, не стилизаторские, но структурные связи со средневековым европейским искусством проявляются в намеренном экспрессивном искажении пропорций, обобщённой символичности образов персонажей и камерной условности пространства. Колористическая гамма иллюстраций Михальской основана на резком контрасте активных пятен открытого цвета и изящной светотеневой проработке фактур в сдержанных тонах. Продолжая конструктивный процесс ритмообразования, начатый в иллюстрациях, художница уделяет значительное внимание построению цельной ритмической структуры зрительного ряда в книге. Иллюстрации Марии Михальской наполнены мощной внутренней энергией и нежной лиричностью, а запоминающиеся образы и резкие визуальные контрасты способны надолго удержать внимание любого искушённого зрителя».
![]() |
![]() |

Книги, оформленные Марией Михальской
Яхнин Л. Маленьким детям — обо всём на свете. — Москва : Эксмо, 2007.
Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король. — Москва : Арбор, 2007.
Гостева А. Дух дома дома? — Москва : Эксмо, 2008.
Гауф В. Холодное сердце. — Москва : Махаон, 2008.
Уайльд О. Сказки. — Москва : Махаон, 2010.
Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король. — Москва : Московские учебники и Картолитография, 2010.
![]() |
![]() |
Выставки и награды
2005 — Гран-при и специальный приз на Студенческом фестивале социальной рекламы за плакат «Леса больше нет».
2007 — выставка молодых художников на Кузнецком мосту.
2008 — выставка книжной графики в Московской городской думе;
третье место на Международной бьеннале книжной иллюстрации в Загребе (иллюстрации к сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»);
лауреат Всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации» (иллюстрации к сказке В.Гауфа «Холодное сердце»);
книга «Щелкунчик и Мышиный король» (издательство «Арбор», 2007) вошла в шорт-лист ежегодного Национального конкурса «Книга года-2008» в номинации «Вместе с книгой мы растём»;
почётная грамота на конкурсе иллюстраторов и комиксистов Lucca Junior 2008 «Принцессы, Императоры и Мандарины. Турандот Пуччини» для участников стран Восточной Европы;
финалист международного конкурса CJ Picture Book Festival в Корее в номинации «Иллюстрации к неизданной книге» (иллюстрации к сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»).

![]() |
![]() |
2009 — выставка книжной графики на Кузнецком мосту;
Международная бьеннале иллюстрации в Братиславе BIB-09;
выставка иллюстраторов и комиксистов Lucca Junior 2009 «Скрытые звёзды. Галилей и Вселенная» для участников стран Восточной Европы;
первое место на всероссийском конкурсе молодых художников «ART STORY» от издательства «РОСМЭН» за иллюстрации к книге «Красный дом» (рабочее название «Красный лабиринт»).
Ольга Мургина