ВОРОНЦОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

Род. в 1959 году. Художник-карикатурист («колякатурист»), мастер юмористического рисунка, продолжатель традиций знаменитых «крокодильцев», лауреат различных конкурсов карикатуры в России и за рубежом. Иллюстратор таких детских книг, как «Царь Пузан» К.Чуковского, «Вредные советы» Гр.Остера, «Сказки про королей» С.Седова, «Занимательный Мюнхаузен» и многих других.

Родился 1 июля 1959 года в Казахстане, «на целине», в городе Петропавловск. Детство провёл в городе Шепетовка Хмельницкой области. Учился в Ленинградском институте точной механики и оптики. На вопрос, как он стал художником-карикатуристом, Николай Воронцов в одном из интервью ответил, что до 22 лет вообще не рисовал. «Однажды зимой 1981 года я попал случайно на выставку карикатуры во Дворце молодёжи Ленинграда. И там, на выставке, будучи в шоке от увиденного, я решил, что стану художником-карикатуристом. До этого я пытался заниматься кино, даже купил кинокамеру, но это мне показалось слишком сложным: надо ведь с камерой ходить, бегать и убегать, а также проявлять плёнку! А тут просто — лист бумаги, тушь, перо и вся жизнь с её парадоксами. Смешные бумажные прямоугольники. Познакомился с ребятами с той выставки, сказали, давай, рисуй, молодец. Стал ходить в клуб карикатуристов. Карикатуристы все были бородатыми. Кроме женщины-карикатуристки. Карикатуристы были мои университеты. <…> После года таких занятий я понял, что я законченный карикатурист. Еду в трамвае — вижу карикатуру, чищу картошку — снова вижу карикатуру. Я закончил институт, пошёл работать во ВНИИ, умело притворяясь инженером-теплофизиком. Так и жил пять лет — с 8.15 до 17.15 (обед с 12.00 до 12.45) был инженером, с 17.15 до 8.15 был карикатуристом. Потом на работе со мной смирились, и последний год я даже работал фактически инженером-карикатуристом. Рисовал юбилейные альбомы сотрудникам, оформлял стенгазеты и “молнии”».

С 1985 по 1991 год работал в газете «Ленинские искры» («Пять углов»). Художник вспоминает: «Меня пригласил карикатурист Жора Светозаров, который там главным художником работал. Решайся, говорит. Бросай свой ВНИИ, говорит, и приходи, говорит. Я взял да и уволился из своего научно-исследовательского института. Родители мои как узнали, в ужас пришли — у меня ведь профессия настоящая была, а что такое художник? Бородатый, пьяный, непутёвый, денег толком не получает, только голых баб рисует».

С 1987 года началось сотрудничество Воронцова с «Крокодилом». В 1990-е Николай Павлович работал в газете «Час Пик», детских жуналах.

Рассказывая о художниках, которые повлияли на его творчество, Воронцов в интервью 2005 года студенческой газете «Гаудеамус» поделился: «Одни из любимых — это карикатуристы из “Крокодила” 20-60-х годов, это были большие мастера, настоящие художники, люди, которые “зажгли” меня. Малаховский, Антоновский, Ротов, Ганф, Радаков, Радлов, Ведерников (ещё много других, будем экономить газетное место и прервём перечисление мэтров). В детстве я очень много книжек прочитал. Сейчас у меня склероз, многие я уже не помню. Зато помню хорошо книжку Николая Носова “Незнайка на Луне”. Там были классные иллюстрации. Я специально ходил в читальный зал читать про Незнайку и рассматривать картинки, потому что книгу на дом не выдавали, она была единственной в нашем маленьком городе Шепетовка, где я жил. А потом, когда уже вырос, я узнал, что эти замечательные картинки нарисовал Генрих Вальк, который помимо того, что иллюстрировал детские книги, работал в журнале “Крокодил”. Многие художники из этого журнала успешно работали именно в детской литературе. Иван Семёнов, Герман Огородников, Валерий Дмитрюк. Это те люди, которые меня воспитали. Потом позже было знакомство с европейскими художниками юмористической графики: Семпе, Рейзер, Дюбуа, Франсуа, Блох, Росс, Куннас, Петричич, Шоломоун…»

Первыми книжками для детей, проиллюстрированными Воронцовым, были две чёрно-белые раскраски (Л. : Лениздат, 1989): «Сказки кота Васьки», которую художник «сам придумал, сам нарисовал, дети раскрасили», и «Сказка» Даниила Хармса. «Самая важная моя книжка — “Сказки кота Васьки”, потому что она самая первая. Она как первая любовь, на всю жизнь. При воспоминании всегда щемит сердечко». Третьей, уже цветной, стала книга петербургского поэта Игоря Шевчука «Бесконечный караван», которая вышла в 1993 году в питерском «Детгизе». Потом были долгие поиски своего стиля и издательств.

О работе над «Занимательным Мюнхаузеном», первой своей заметной авторской книгой, художник рассказывает так: «В 1994 году питерское издательство “Каравелла” предложило оформить “Приключения Мюнхаузена”, соблазняя творческой свободой. “Каравелла” не знала, в какую пучину вовлекает себя. Я всласть порезвился с бароном: заставлял его проваливаться сквозь землю прямиком в питерское метро на ст. “Площадь Восстания”, летать в тыл туркам со шпионской фотокамерой, проходить тест на детекторе лжи. В книге я ещё и описал героическую биографию Мюнхаузена. В итоге получилось нечто нахальное и хулиганское. Я придумал этому нечто название — “Занимательный Мюнхаузен” в трёх частях:

1. Мюнхаузен жил!
2. Мюнхаузен жив!
3. Мюнхаузен будет жить!

Первую главу пришлось написать самому, потому что Распэ не потрудился её написать». В 1995 году «Занимательный Мюнхаузен» был отмечен дипломом на Всероссийском конкурсе «Искусство книги». В 2004-м переиздан («Прайм-Еврознак»). Третье издание («РИПОЛ классик») в 2009 году также было отмечено дипломом на конкурсе «Искусство книги».

В 2003 году Николаю Воронцову присудили премию «Человек книги» за «Самсона и Роберто» Ингвара Амбьёрнсена (издательство «Азбука»). О работе над этой книжной серией художник вспоминает: «Это был 2002 год, когда мне предложили проиллюстрировать норвежскую сказку про Самсона и Роберто. Сотрудничество с “Азбукой” для меня и издательства оказалось удачным. Они искали художника для своего нового проекта, кому-то взбрело в голову пригласить карикатуриста Миколу Воронцова. Мы встретились, поняли друг друга, и я приступил к работе. Залогом успеха трилогии оказалось, я так считаю, предоставление мне полной творческой свободы. Художника не подгоняли, не указывали, не правили. Я очень долго раскачивался, но зато через полгода принёс на диске полностью готовый макет книжки. И она получилась, прозвучала, потому что это был мой рок-н-ролл. Я делал её легко и раскованно, в своё удовольствие. Это моё творческое кредо — делать всё в своё удовольствие. Мне хорошо — всем будет хорошо, всем хорошо — мне будет хорошо. Когда беспардонно вмешиваются в моё удовольствие, указывая что, где и как нарисовать, я теряю интерес к проекту: “Если вы такие остроумные, ироничные, нарисуйте это сами и поставьте свою подпись внизу в уголке картинки”. Главной удачей книг про Самсона и Роберто стал мягкий карикатурный стиль иллюстраций и обилие шуточек, приколов, подвохов и экивоков».

В 2008 году на свет появилась «замурчательная» «шкотливая энциклопедия» «Коты», где Воронцов в очередной раз выступил и как художник, и как автор.

В настоящее время в рамках серии «Ура, каникулы!» молодого питерского издательства «Фордевинд» вышло три «школьно-шкодных» познавательных «книгожурнала» для школьников и их родителей: «Шкодология», «Хахатаника» и «Кувыркатика». Эти авторские книги со смешными картинками, играми, ненавязчивыми «обучалками», «развлекалками» и «познавалками» тоже придуманы, написаны и нарисованы «дядей Колей» Воронцовым.

На вопрос об идеальной детской книге художник однажды ответил: «В мире нет ничего идеального. Сам человек неидеален. Поэтому и книжки не может быть идеальной. Мне, например, нравятся детские книжки, написанные ироничным писателем и проиллюстрированные ироничным художником. И чтобы они были добрыми. А картинки были цветными, но не пёстрыми. Персонажи чтобы были забавными. И чтобы обязательно был Злодей Злодеевич, который конечно зловещий, страшный, небритый, сам не местный, у бабушек батоны отбирает в тёмном переулке, но всё время наступает на грабли или в неподходящий момент у него лопается резинка от трусов! Ещё должно в детской книге быть много деталей, десять тысяч, не меньше. Дети любят их рассматривать. Да и взрослые любят. На собственном примере знаю».


Книги с иллюстрациями Н.П.Воронцова

(избранная библиография)

Амбьёрнсен И. Самсон и Роберто. Секрет патера Пьетро. — СПб. : Азбука, 2002, 2008.

Амбьёрнсен И. Самсон и Роберто. Крутые ребята. — СПб. : Азбука, 2002, 2004, 2007.

Амбьёрнсен И. Самсон и Роберто. Неожиданное наследство. — СПб. : Азбука, 2002, 2007.

Англо-русский словарь : 500 слов в картинках. — М. : Астрель, 2009.

Воронцов Н. Коты. Шкотливая энциклопедия. — М. : АСТ : Астрель-СПб : Харвест, 2008.

Голь Н. Волчонок по имени Ух. Дело о пришельцах. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2005.

Голь Н. Волчонок по имени Ух. Дело о пришельцах. — М. : АСТ, 2005.

Григорьев О. Озорные стихи. — М. : РИПОЛ классик, 2010.

Григорьев О. Хулиганские стихи. — СПб. : Амфора, 2005.

Мальмузи Л. Неандертальский мальчик, или Большой поход. — СПб. : Азбука, 2005, 2007.

Мальмузи Л. Неандертальский мальчик и кроманьонцы. — СПб. : Азбука, 2006.

Мальмузи Л. Неандертальский мальчик в школе и дома. — СПб. : Азбука, 2006.

Остер Г. Вредные советы. — М. : АСТ : Астрель, 2007.

Остер Г. Сказка с подробностями. — СПб. : Азбука ; М. : Махаон, 2009, 2010.

Распэ Р. Э. Занимательный Мюнхаузен : пособие для начинающих баронов в трёх частях. — М. : РИПОЛ классик, 2009.

Седов С. Сказки про Змея Горыныча ; Сказки про мальчика Лешу. — М. : Дрофа, 2000.

Седов С. Сказки про королей. — М. : Дрофа-Плюс, 2008.

Уайброу И. Книга Безобразий Малютки Волка. — СПб. : Азбука, 2005, 2006.

Уайброу И Малютка Волк. Школа привидений. — СПб. : Азбука, 2006.

Уайброу И Малютка Волк. Лесной сыщик. — СПб. : Азбука, 2007.

Уайброу И Малютка Волк и его команда. — СПб. : Азбука, 2007.

Уайброу И Малютка Волк — Гроза морей. — СПб. : Азбука, 2008.

Хармс Д. Сказка. — СПб. : Азбука ; М. : Махаон, 2011.

Чуковский К. Царь Пузан. — СПб. : Амфора, 2010.

Чуковский К. Царь Пузан. — СПб. : ДЕТГИЗ, 2010.

Шевчук И. Педаль от огурца. — СПб. : Азбука, 2011.

Ольга Мургина