Игроки книжного рынка: цифры и факты
Мария Порядина об издательствах — лидерах рынка детской литературы.
Летом мы познакомились с авторами, которые наиболее активно трудятся на ниве детской литературы и выпускаются в нашей стране самыми большими тиражами (см.: Ребятам о зверятах: немного статистики). Сегодня же мы поговорим об издателях, которые выбрасывают на отечественный книжный рынок эти огромные тиражи. Как и в прошлый раз, мы будем анализировать цифровые показатели первого полугодия текущего года, потому что данные за «округлённый» период (шесть или двенадцать месяцев) дают особенно наглядную картину, не «смазанную» сезонными колебаниями издательского репертуара.
Для начала рассмотрим общую «топ-десятку» издательств, обеспечивающих нашей книготорговле основную нагрузку. В таблице 1 представлены лидеры по количеству выпущенных наименований изданий всех типов и видов. На что здесь следует обратить внимание?
Прежде всего интересно вот что: все эти издатели (за исключением «Стандартинформа») имеют в своём репертуаре «художку» и/или «учебку», распространяемую в «детском» секторе рынка, причём как минимум половина игроков позиционирует соответствующую продукцию в качестве основной.
Характерно и то, что все «топовые» издательские предприятия являются целиком или в основном столичными.
Ну, и совершенно не удивителен тот факт, что показатели книгопроизводителей, открывающих и замыкающих «топ-десятку», расходятся на порядок («на порядок» значит в десять раз): у «Эксмо» счёт идёт на тысячи наименований, у «МИФа» — всего лишь на сотни. Примерно такое же соотношение сил мы увидим и в той таблице, где вместо универсального издательского ассортимента будет подсчитан только «детский».
10 издателей, выпустивших наибольшее количество книг и брошюр
(1-е полугодие 2018 г.)
№ |
Издатель (издательство,
|
Место регистрации
|
Кол-во назв.
|
Общий тираж,
|
| 1. | Эксмо | Мск | 4 726 | 23 131.13 |
| 2. | АСТ (издательская группа) | Мск | 3 920 | 17 193.42 |
| 3. | Просвещение (издательская группа) |
Мск, СПб | 1 630 | 49 826.94 |
| 4. | Азбука-Аттикус (издательская группа) |
Мск, СПб, Мск | 1 455 | 7 152.5 |
| 5. | Росмэн | Мск | 621 | 1 536.42 |
| 6. | Дрофа | Мск | 615 | 8 719.15 |
| 7. | Экзамен | Мск | 513 | 7 271.0 |
| 8. | Эгмонт Россия Лтд | Мск | 491 | 6 063.0 |
| 9. | Стандартинформ | Мск | 482 | 23.9 |
| 10. | Манн, Иванов и Фербер | Мск | 469 | 2 482.83 |
Как известно, читающего ребёнка воспитывают читающие взрослые — родители, педагоги. Причём здесь подразумевается не «деловое» (нередко «вынужденное» чтение — по необходимости, «по работе»), а читательский досуг, когда человек берёт в руки книгу по своему добровольному выбору, по собственному вкусу. Что предлагает книжный рынок таким читателям, кто стремится обеспечить этот перспективный контингент изданиями для досугового чтения? Чтобы начать ориентироваться в этом вопросе, рассмотрим список издателей, выпустивших за полгода наибольшее количество изданий в литературно-художественном секторе («взрослая» беллетристика). В таблице 2 снова представлено десять лидеров «по названиям», то есть по количеству выпускаемых наименований.
10 издателей, выпустивших наибольшее количество
литературно-художественных изданий (1-е полугодие 2018 г.)
№ |
Издатель (издательство,
|
Место регистрации
|
Кол-во назв.
|
Общий тираж,
|
| 1. | Эксмо | Мск | 2 082 | 9 027.20 |
| 2. | АСТ (издательская группа) | Мск | 1 673 | 7 425.73 |
| 3. | Азбука-Аттикус (издательская группа) |
Мск, СПб | 813 | 3 581.00 |
| 4. | Вече | Мск | 249 | 453.70 |
| 5. | Издательские решения | Екатеринбург | 241 | 1.07 |
| 6. | РСП (Российский союз писателей) |
Мск | 221 | 4.88 |
| 7. | Центрполиграф | Мск | 154 | 803.00 |
| 8. | Альфа-книга | Мск | 128 | 493.00 |
| 9. | Перо | Мск | 101 | 20.86 |
| 10. | РИПОЛ классик (издательская группа) |
Мск, СПб | 93 | 211.10 |
Все ли имена издателей в этой таблице знакомы читателям «Библиогида»? Разумеется, каждый знает, кто такие «Эксмо» и «АСТ» — универсальные издательские предприятия, предсказуемо лидирующие во всех количественных рейтингах. А вот что такое «Издательские решения» на статусном пятом месте? Это компания, которая «предлагает авторам полный комплекс услуг по подготовке, выпуску и продаже изданий», причём даже не за счёт собственных технических ресурсов, а «на базе бесплатной системы подготовки книг к публикации Ridero». Проще говоря, это сервис самопубликации для самых ленивых или «непродвинутых» авторов, которые не в силах самостоятельно справиться даже с таким изумительно простым функционалом, как у Ridero. Аналогичные услуги предлагает «Перо» — его сотрудники «готовы прийти на помощь», когда у автора «возникает необходимость издать книгу самостоятельно». Фактически самопубликациями занимается и Российский союз писателей — за счёт средств автора или за счёт спонсорского финансирования, которое не каждому удаётся раздобыть. Обратите внимание, что у этих трёх предприятий очень маленькие среднетиражные показатели. Причина в том, что самодеятельные авторы могут отважиться, как правило, только лишь на сотню-другую экземпляров — большее количество просто-напросто не найдёт спроса.
Итак, мы видим, что почти третью часть «взрослого» объёма книжного рынка составляют произведения откровенно непрофессиональных (в чисто техническом смысле) авторов. На самом деле — даже и почти половину, потому что от уровня «колхозной самодеятельности» недалеко ушли многие произведения литературы, которую ошибочно называют «жанровой» и которую усиленно тиражируют лидеры рынка в лице «АСТ» и «Эксмо». Примерно то же самое можно сказать и о продукции «Альфа-книги», которая изо всех сил продвигает серии «Романтическая фантастика», «Фантастический боевик» и «Юмористическая серия», и о произведениях издательства «Вече», на сайте которого в разделе «Лидеры продаж» представлены книги из серий «Любовные драмы», «Россия державная» и «Галантный детектив», а в рубрике «Хиты месяца» — «Астрологический детектив» и «Проза Лужкова». И это как раз тот случай, когда ожидания потенциального читателя, который делает предположения о содержательной стороне книг по их серийной принадлежности, обложкам и аннотациям, оправдываются практически на сто процентов.
А теперь вопрос: могут ли взрослые, потребляющие галантно-астрологическую, державно-детективную и любовно-лужковскую прозу, привить своим детям вкус к художественной литературе? Постараемся дать ответ как можно деликатнее: эти взрослые, скорее всего, нуждаются в помощи профессионала, который разбирается в литературе и не занят в коммерческом секторе книжного рынка, то есть не продвигает что попало ради денег.
И вот теперь наконец рассмотрим «топ-десятку» в секторе детской литературы. Разумеется, верхние две позиции в таблице 3 занимают всё те же «монстры рынка» — «АСТ» и «Эксмо», а группа «Азбука-Аттикус» замыкает «пятёрку». Внутри же «пятёрки» расположились «Росмэн» и «Эгмонт»; в этом, пожалуй, есть и повод для радости, потому что одно из названных издательств проводит довольно масштабный литературный конкурс, а другое делает как минимум две значимые книжные серии. Говоря о конкурсе, мы имеем в виду «Новую детскую книгу», которая время от времени выдаёт «на-гора» вполне достойные произведения; а под значимыми сериями подразумеваем возрождённые «Город мастеров» и «Пёстрый квадрат», о которых трудно говорить без восторга.
Однако середина «топ-десятки» снова даёт повод для огорчения: здесь висят «Фламинго» и «Стрекоза», которые традиционно отличаются невысоким качеством публикуемых текстов и производят аляповатые «глазки да лапки», хотя и в гораздо меньших количествах по сравнению с теми же «Эксмо» и «АСТ». Не украшает собою список и компания «С-Трейд», которая продаёт всевозможные «раскраски с наклейками», «кнопки с песенками» и даже «пищалки для ванны» (в ассортиментных разделах магазинов подобная продукция проходит даже не по книжным категориям, а в лучшем случае как «игрушки оптом» и «товары для досуга»).
Впрочем, замыкающие «топ-десятку» «МИФ» и «Клевер» всё же несколько улучшают впечатление — они, по крайней мере, ориентируются на потребителя, готового при выборе детской книжки задействовать свои мыслительные способности.
Отрадно и то, что в таблице 3 мы видим, так или иначе, профессиональные предприятия, а не сервисы самопубликации. Конечно, авторы, издающиеся за собственный счёт, в «детском» секторе тоже есть, но круг этих «героев», к счастью, узок, а произведения их не расходятся широко. Издания такого рода практически не поступают в торговые сети, почти не присутствуют в круге детского чтения и не играют заметной роли в рыночных взаимоотношениях.
10 издателей, выпустивших наибольшее количество изданий
для детей и юношества (1-е полугодие 2018 г.)
№ |
Издатель (издательство,
|
Место регистрации
|
Кол-во назв.
|
Общий тираж,
|
| 1. | АСТ (издательская группа) | Мск | 925 | 4 035.85 |
| 2. | Эксмо | Мск | 857 | 6 366.7 |
| 3. | Росмэн | Мск | 542 | 1 447.42 |
| 4. | Эгмонт Россия Лтд | Мск | 490 | 6 055.0 |
| 5. | Азбука-Аттикус (издательская группа) |
Мск, СПб | 447 | 2 381.5 |
| 6. | Фламинго | Мск | 279 | 6 105.0 |
| 7. | Стрекоза-Пресс | Мск | 251 | 1 219.43 |
| 8. | С-Трейд | Мск | 232 | 1 500.0 |
| 9. | Манн, Иванов и Фербер | Мск | 196 | 1 292.19 |
| 10. | Клевер-Медиа-Групп | Мск | 174 | 744.5 |
Итак, «детский» книгоиздательский сектор отличается от «взрослого» тем, что лидирующие позиции на нём — хотя бы по количеству выпускаемых книг — занимают пока ещё профессиональные игроки рынка: издатели, а не «самиздатели». Получше обстоит дело здесь и с тиражами — спрос на детские книжечки, особенно для самых маленьких, в нашей стране всё ещё достаточно стабилен. Что же касается качества поставляемой на рынок литературы, то в обоих названных секторах процент по-настоящему высокохудожественных текстов, выпускаемых в профессиональном и достойном оформлении, в целом по-прежнему невысок. Но здесь мы возвращаемся к мысли о том, что на помощь рядовому потребителю готов прийти профессионал, который ориентируется не на рекламно-коммерческие тренды, а на мастерство и талант творцов книги — писателей, художников, издателей.
