Метерлинк Морис

29.08.1862, Гент — 05.05.1949, Ницца
бельгийский драматург, поэт, философ

Морис Метерлинк. Фотография24 августа 1890 года в парижской газете «Фигаро» критик Октав Мирбо провозгласил явление «самого гениального произведения наших дней» и тут же посетовал, что не может сказать об авторе шедевра, Морисе Метерлинке«откуда он и кто он, стар или молод, богат или беден».
Метерлинк был молод, не то чтобы очень богат и не то чтобы очень беден, родом из бельгийской провинции Восточная Фландрия, из города Гента. Шедевр, отпечатанный в двадцати шести экземплярах на ручном печатном станке, назывался «Принцесса Мален».
«Каждый город есть особое состояние души», — заметил соотечественник Метерлинка Жорж Роденбах. Оцепенение сторожевых башен, готических церквей, ветхих домов, узких переулков и тёмных каналов неизменно прерывалось боем курантов и наступало вновь. Именно в таком городе выпускник иезуитского коллежа адвокат Морис-Полидор-Бернар Метерлинк создавал театр, в котором совершалась, по его собственным словам, «странная и молчаливая трагедия бытия и бесконечности». Метерлинк сделал из вечной трагедии — «пьесы для кукольного театра». Их действующие лица — принцесса Мален, двенадцать слепых странников, юные влюблённые Пелеас и Мелисанда — оказываются «бездействующими лицами», марионетками, во мраке ведомыми Страхом и Тайной.
В 1896 году Метерлинк навсегда оставил Гент, переселился во Францию и возмечтал о «театре успокоения, красоты и счастья». В 1908 году в Нормандии, в бывшем аббатстве Сент-Вандриль он написал феерию «Синяя Птица», а право её первой постановки доверил К.С.Станиславскому. Премьера состоялась на сцене Московского Художественного театра 30 сентября 1908 года. С тех пор люди разных поколений, кому посчастливилось видеть спектакль (репертуар МХАТа без него немыслим), хотя бы изредка и про себя напевают, как будто взявшись за руки: «Мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей, мы длинной вереницей пойдём за Синей Птицей…»
Морис Метерлинк жил долго и написал ещё немало пьес и, кроме того, философские эссе и трактаты о человечестве и природе, среди которых: «Сокровище смиренных», «Жизнь пчёл», «Разум цветов», «Песочные часы». Последняя, изданная за год до его смерти, книга озаглавлена так: «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)».

«Синяя Птица». Сцена из спектакля 1908 г.

Светлана Малая

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.МЕТЕРЛИНКА

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Пер. с фр. — М.: Панорама, 1996. — 400 с. — (Б-ка «Лауреаты Нобелевской премии»).
Содерж.: Стихотворения: Из сборника «Теплицы»; Избиение младенцев: Рассказ; Пьесы («Непрошенная», «Слепые», «Пелеас и Мелисанда», «Там, внутри» и др.).
Ансельма Гейне, в начале ХХ века написавшая книгу о Метерлинке, утверждала, что мы видим в его пьесах «всё человечество, стонущее перед таинственной мощью Смерти». Ансельма Гейне не знала, что Метерлинк вскоре напишет «Синюю Птицу».

ДРАМЫ; СТИХОТВОРЕНИЯ; ПЕСНИ / [Предисл. М.Метерлинка]; Ил. Ш.Дудле, Минне и Н.Рериха. — Самара: Изд. дом «Агни», 2000. — 536 с.: ил.

Ил. Г.А.В.Траугот к пьесе М.Метерлинка «Синяя Птица»ЖУАЗЕЛЬ: [Пьесы] / Пер. Л.Вилькиной, Н.Минского; Предисл. Н.Минского; Худож. И.Мосин. — СПб.: Кристалл, 2000. — 542 с.: ил. — (Б-ка мировой литературы).

СИНЯЯ ПТИЦА: Пьесы. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 251 с. — (Азбука-классика).
Содерж.: Синяя Птица; Обручение; Пеллеас и Мелизанда.

СИНЯЯ ПТИЦА: Феерия в 6 действиях, 12 картинах / Пер. с фр. Н.Любимова; Рис. Г.А.В.Траугот. — Л.: Искусство, 1975. — 270 с.: ил.
«Ф е я (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму — она недостаточно синяя. Вам придётся пойти поискать ту птицу, которая мне нужна.
Т и л ь т и л ь. А я и не знаю, где она.
Ф е я. Я тоже. Потому-то и надо её искать. Обойтись без Поющей Травы я ещё в крайнем случае могу, но Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу её для моей внучки — моя внучка очень больна.
Т и л ь т и л ь. Что с ней?..
Ф е я. Трудно понять. Она хочет быть счастливой…»

СИНЯЯ ПТИЦА / Пересказ с фр. и ил. Б.Дехтерёва. — М.: Дет. лит., 1994. — 119 с.: ил.
Пьесы нелегко читать маленьким детям. Для них художник Борис Дехтерёв пересказал «Синюю Птицу» и нарисовал её героев: Тильтиля и Митиль, Душу Света и Фею Берилюну, Пса, Кота, Хлеб, Сахар, Огонь, Воду и всех остальных.

Ил. Б.Дехтерёва к пересказу пьесы М.Метерлинка «Синяя Птица»Есть и другой пересказ — Леонида Яхнина:
СИНЯЯ ПТИЦА / Пересказ Л.Яхнина. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 104 с.: ил. — (Сказочная страна).
Однако при первой возможности стоит обращаться к самой пьесе. Вольно или невольно пересказчики пропускают и искажают важные эпизоды.

СИНЯЯ ПТИЦА; ОБРУЧЕНИЕ: Пьесы / Пер. с фр. Н.Любимова; Худож. Г.Кузнецов. — Киев: Молодь, 1988. — 256 с.: ил.
Через десять лет после «Синей Птицы» Метерлинк написал её продолжение — пьесу «Обручение».
Тильтиль вырос. Ему предстоит выбор невесты. Фея Берилюна напутствует его: «Речь идёт о выборе великой и единственной любви всей твоей жизни: ведь у каждого человека бывает только одна любовь… Если он её упустит, то бродит потом по свету как неприкаянный…»

* * *

 РАЗУМ ЦВЕТОВ: [Пер. с фр.]. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 493 с.: ил.
Содерж.: Двойной сад; Разум цветов; Жизнь пчёл; Мудрость и судьба; Двенадцать песен.

РАЗУМ ЦВЕТОВ; ЖИЗНЬ ПЧЁЛ / Предисл. Х.Л.Борхеса. — СПб.: Амфора, 1999. — 505 с. — (Личная б-ка Борхеса).

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ТЕРМИТОВ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 397 с.: ил. — (Антология мудрости).
Содерж.: Жизнь пчёл; Жизнь термитов.
В зрелые годы Метерлинка более всего занимал вопрос существования в природе всеобщего разума, или всемирного гения: «Для нас важно понять характер, устройство, приёмы и, быть может, цель всеобщего разума, из которого вытекают все разумные акты, совершающиеся на нашей земле. С этой точки зрения одним из любопытнейших доступных нам занятий является тщательное изучение существ, — между прочим, муравьёв и пчёл, в жизни которых, не считая человека, всего яснее обнаруживаются методы и идеал этого гения». Вместе с тем Метерлинк полагал, что логику насекомых постичь труднее, чем«устойчивые и мудрые рассуждения мирного цветка».

Светлана Малая

 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.МЕТЕРЛИНКА

Андреев Л. О двух знаменитых бельгийцах: [О Э.Верхарне и М.Метерлинке] // Верхарн Э. Стихотворения; Зори; Метерлинк М. Пьесы. — М.: Худож. лит., 1972. — С. 5-28.
Блок А.А. О «Голубой Птице» Метерлинка // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. — Л.: Худож. лит., 1980-1983. — Т. 4. — С. 404-412.
Борхес Х.Л. Предисловие // Метерлинк М. Разум цветов; Жизнь пчёл. — СПб.: Амфора, 1999. — С. 5-6.
Ваксмахер М. Метерлинк Морис // Крат. лит. энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. — Т. 4.— Стб. 798-801.
Ван-Бевер Ад. Мир исканий Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. — М.: Гудьял-Пресс, 1999. — С. 5-12.
Гейне А. Морис Метерлинк. — СПб., 1912.
Минский Н. Морис Метерлинк (1862-1949) // Метерлинк М. Жуазель. — СПб.: Кристалл, 2000. — С. 5-32.
Михайлов А. Поэтический театр Метерлинка // Метерлинк М. Синяя Птица. — М.: Эксмо, 2006. — С. 5-46.
Проскурникова Т. Образ человечества в драматургии Метерлинка // Метерлинк М. Избранные произведения. — М.: Панорама, 1996. — С. 367-382.
Станиславский К.С. В гостях у Метерлинка // Станиславский К.С. Моё гражданское служение России. — М.: Правда, 1990. — С. 182-186.
Эткинд Е. Театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. — М.: Искусство, 1958. — С. 5-32.

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.МЕТЕРЛИНКА

Синяя птица. Мультфильм. Сцен. В.Ливанова. Реж. В.Ливанов. Комп. Г.Гладков. СССР, 1970. Роли озвучивали: В.Кенигсон, Л.Ахеджакова, Ю.Яковлев, Р.Зелёная, Л.Гнилова.
Синяя Птица. Худож. фильм. Реж. Дж.Кьюкор. Комп. А.Петров, И.Костел. СССР-США, 1976. В ролях: Э.Тэйлор, Дж.Фонда, Г.Вицин, О.Попов, М.Терехова, Н.Павлова и др.

С.М.

 

Читать об авторе на Продетлит