Азимов Айзек

02.01.1920, м. Петровичи, Смоленская губ., Россия; по др. данным, Могилёвская губ., ныне — Республика Беларусь — 06.04.1992, Нью-Йоpк

американский писатель, учёный

 

Знаете ли вы, сколько книг за свою жизнь написал Айзек Азимов? Почти 500! Иными словами, около полутысячи!
Возможно ли такое? Оказывается, возможно. «У него четыре электрические машинки, и он может печатать сразу четыре книги двумя руками и двумя ногами», — шутил по этому поводу Артур Кларк.
Невероятно… А ведь среди книг Азимова, порой озаглавленных просто «Опус 100», «Опус 200» или «Опус 300», отнюдь не только фантастика.
Впрочем, давайте по порядку.
В Америку трёхлетний Исаак (именно так его назвали при рождении) приехал «в багаже родителей» — память будущего писателя не запечатлела этого эпохального события. На новом месте ему пришлось в совершенстве овладеть английским языком и стать завзятым американцем. Краткое описание его блестящей научной карьеры неизменно производит сильное впечатление на простых смертных: в 11 лет юный вундеркинд окончил школу, в 15 — колледж, в 19 — университет, в 21 год — получил степень магистра, а в 28 лет — доктора, после чего стал профессором на кафедре биохимии.
Но одной только науки Азимову было недостаточно. Он открыл в себе незаурядный талант писателя-фантаста, а чуть позже — уникального эрудита, способного доступно и просто рассказать читателям обо всём на свете!..
Ему не исполнилось и двадцати, когда он опубликовал свой первый научно-фантастический рассказ «В плену у Весты». Дебют пришёлся ко времени — наступал «золотой век» американской фантастики. С тех пор в популярном журнале Джона Кэмпбелла «Astounding Science Fiction» Айзек Азимов регулярно печатал свои произведения. Среди них рассказ «Приход ночи», признанный «лучшим рассказом всех времён», и грандиозная трилогия «Основание», которую поклонники научной фантастики провозгласили «лучшей серией всех времён».
Почему же всё-таки научная фантастика? Сам писатель объяснял свой выбор так: «НФ свободна от всяческих табу. Поскольку фантастика повествует о будущем, о других мирах и, быть может, о других системах мышления, в ней вполне возможны такие движения мысли, которые нам, живущим в этом мире и в эту эпоху, чужды (и подчас даже не столько чужды, сколько непривычны). А это значит, что НФ свободнее, чем любая другая область литературы».
В 1940 году рассказом о роботе-няне «Странный друг детства» (более известным как «Робби») Азимов начал, наверное, самый знаменитый свой цикл — «Я, робот». Создавая его, он не только изобрёл настоящий научный термин — «роботехника», но и сформулировал знаменитые «Три Закона Роботехники»:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдаёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

Из «Руководства по роботехнике», 56-е издание, 2058 год

Законы эти стали чем-то вроде библейских заповедей, только не для людей, а для роботов; недаром герои остроумного романа Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы» величают Азимова не иначе как «Святой Айзек»
1940-50-е годы стали особенно плодотворными для замечательного фантаста. Тогда он опубликовал самые знаменитые, можно сказать, классические произведения, в числе которых роман «Конец Вечности» (1955) — критики в один голос называют его одной из вершин научной фантастики.
…В книгах Азимова всегда находится место для самых невероятных приключений — его герои путешествуют во времени и пространстве, пытаются установить связь с параллельными мирами или предотвратить вселенские катастрофы, становятся свидетелями распада и гибели колоссальных галактических империй. О занимательности сюжета он заботился не меньше, чем об оригинальности фантастических идей. Всё это, без сомнения, слагаемые неубывающей популярности писателя. Но точно так же увлекают в его романах приключения иного рода — «приключения мысли»; не случайно многие из этих романов («Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Космические течения») написаны в форме фантастического детектива.
Было время, когда Азимов предпринимал попытки оставить фантастику и целиком погружался в популяризацию науки. В этой области у него также немало достижений: «Краткая история биологии», «Краткая история химии», «Нейтрино», «Кровь — река жизни», «Сущность числа», «Мир углерода», «Мир азота», «Схлопывающаяся Вселенная», «Царство Солнца», «Человеческое тело: структура и действие»… А ещё — вот уж чего никак нельзя было ожидать от профессора биохимии! — двухтомный «Путеводитель по Шекспиру», «Библия для детей», «Сборник шуток, анекдотов и лимериков» и многое другое…
И всё же только фантастика давала ему полную свободу творчества. Покидая её, он спустя какое-то время возвращался к ней снова. В последние десятилетия своей жизни Азимов опубликовал ряд произведений (романы «Сами боги», 1972; «Край Основания», 1982; повесть «Двухсотлетний человек», 1976), которые принесли ему высшие награды в области НФ — премии «Хьюго» и «Небьюла», а также титул «Гранд-Мастера».
Весной 1992 года, извещая читателей о кончине выдающегося американского фантаста, журнал «Фантакрим-MEGA» писал: «…кажется, никому уже не превзойти его рекорд — сотни книг по всем мыслимым областям знания, от квазаров до Библии и «шекспироведения». И пусть кто-нибудь отважится назвать хоть одну из них «халтурой»! Были книги блестящие, были «так себе», но, раскрывая любую, на которой стоит его фамилия, читатель все эти полвека был уверен: он получит полноценное, познавательное и увлекательное чтение. «Сделано Азимовым» — как знак качества…»

Книги Айзека Азимова

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.АЗИМОВА

 

МИРЫ АЙЗЕКА АЗИМОВА: В 12 кн.: Пер. с англ. / Сост. В.Быстров, А.Новиков. — Рига: Полярис, 1994.
«Совершенный робот»
«Когда я писал первый рассказ о роботах, — вспоминал Азимов, — я и не предполагал, что роботы появятся на моём веку. Я был уверен, что нет, не появятся, и готов был заключить серьёзное пари по этому поводу (его сумма составила бы 15 центов — для меня это максимальная сумма в споре о совершенно очевидной вещи).
Однако сегодня… роботы существуют. Более того, существуют такими, какими я их себе представлял…
Разумеется, эти роботы не столь умны, как мои, — они не позитронные, они даже не похожи на людей. Однако они стремительно совершенствуются. Кто знает, какими они станут через сорок лет?»
В первом томе «Миров Айзека Азимова» собрано более трёх десятков рассказов о роботах, написанных с 1939-го по 1977-й год. Но опубликованы они, согласно авторскому замыслу, не в хронологической последовательности, а в соответствии с содержанием: «Кое-что о негуманоидных роботах», «Кое-что о неподвижных роботах», «Кое-что о металлических роботах» и так далее…

«Азазел»
Рассказы о Джордже и Азазеле не совсем обычны для Азимова — по жанру это юмористическая фэнтези. Азазелом зовут крошечного (всего в два сантиметра ростом) демона — довольно дружелюбного и симпатичного. Надо полагать, соплеменники взирают на него свысока, поскольку он буквально из кожи вон лезет, чтобы произвести впечатление на своего приятеля Джорджа. Но, увы, сила магических способностей зависит и от роста…

МИРЫ АЙЗЕКА АЗИМОВА: Конец Вечности; Сами боги: Пер. с англ. / Сост. В.Быстров. — Рига: Полярис, 1993. — 575 с.

НОВЫЕ МИРЫ АЙЗЕКА АЗИМОВА: В 6 т.: Пер. с англ. — Рига: Полярис, 1996-1997.
В «Новые Миры Айзека Азимова» по преимуществу включены рассказы и короткие повести.

                                                               * * *

АКАДЕМИЯ: Первая трилогия / Пер. с англ. Н.Сосновской. — М.: Эксмо, 2004. — 800 с. — (Шедевры фантастики).
Содерж.: Академия; Академия и Империя; Вторая Академия.

ДЕТЕКТИВ ЭЛАЙДЖ БЕЙЛИ И РОБОТ ДЭНИЕЛ ОЛИВО: [Фантаст. романы]: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2003. — 1088 с. — (Шедевры фантастики).
Содерж.: Стальные пещеры; Обнажённое солнце; Роботы зари; Роботы и Империя.
«Стальные пещеры»
Совершено загадочное убийство… Не правда ли, вполне традиционное начало любого детективного романа. С той только разницей, что события азимовского детектива разворачиваются в пугающе перенаселённом обществе далёкого будущего, а у полицейского Элайджа Бейли весьма необычный напарник — Р.Дэниел Оливо.
Что означает инициал «Р.»? Нетрудно догадаться — конечно же, робот…

«Обнажённое солнце»
И на Земле, и на множестве Внешних Миров преступление всегда останется преступлением.
Для расследования очередного убийства инспектор Элайдж Бейли в компании с Р.Дэниелом Оливо вынужден отправиться на далёкую Солярию, общество которой также не отличается благополучием…

«Роботы Зари»
И вновь Элайдж Бейли пытается разобраться в хитросплетениях космической политики, на сей раз на планете Аврора…

ЗВЁЗДЫ КАК ПЫЛЬ: Романы: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2004. — 480 с. — (Мастера фантастики).
Содерж.: Камешек в небе; Звёзды как пыль; Космические течения.
Со времени открытия межзвёздных полётов Галактика постоянно заселялась. В результате космической экспансии человечества сложилась колоссальная Галактическая Империя, состоящая из ста миллионов планет. Но изменились только масштабы, ибо новую Империю, так же как и все прежние, раздирают политические интриги…

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ: [Романы, повести, рассказы]: Пер. с англ. — СПб.: Северо-Запад, 1992. — 551 с.
ДУНОВЕНИЕ СМЕРТИ: [Роман, повесть, рассказы]: Пер. с англ. — СПб.: Северо-запад, 1992. — 479 с.
Детектив наилучший жанр для человека с логическим мышлением — такого, каким был Айзек Азимов. В этот двухтомник включено множество его детективно-фантастических произведений, в том числе редко издававшийся роман «Дуновение смерти» — «не просто детектив, но еще и бытописательный роман, и роман психологический» (А.Балабуха).

КОНЕЦ ВЕЧНОСТИ: Роман / Пер. с англ. Ю.Эстрина; Послесл. И.Головачёва. — СПб.: Азбука, 2000. — 323 с. — (Фантастика: Классика жанра).
Вечность существует вне времени. Это могущественная организация, которая управляет историей и изменяет её по собственному усмотрению. Властители земных судеб — некая особая каста людей, называющих себя Вечными. «Родиться Вечным не может никто; им может стать лишь Времянин — человек, живущий во Времени». Техник Эндрю Харлан оказался в Вечности, когда ему исполнилось пятнадцать лет. «Уже тогда ему недвусмысленно объяснили, что ни при каких обстоятельствах он не сможет вернуться назад. Прошло немало лет, прежде чем он узнал почему».

КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙНДЖЕР: Романы : Пер. с англ. — Рига: Авотс, 1991. — 368 с. — (Мастера фантастики: 5/1).
КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙНДЖЕР: Романы: Пер. с англ. — Рига: Полярис, 1992. — 400 с. — (Мастера фантастики: 5/2).
Дэвид Старр был около шести футов ростом, «стройный и крепкий, с железными нервами, сильными мышцами спортсмена и ясным умом первоклассного учёного». Ему и его другу — шустрому и задиристому коротышке Бигмену — довелось пережить немало захватывающих приключений в разных уголках Солнечной системы. Нередко друзьям грозила смертельная опасность! Да видно недаром Старра прозвали Счастливчиком…
«Космический рейнджер» — состоящий из шести романов сериал для подростков — впервые был опубликован Азимовым под псевдонимом Пол Френч.

МЕЧТЫ РОБОТОВ: Фантаст. произведения: Пер. с англ. — М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2002. — 847 с. — (Шедевры фантастики). — О, Ю.
СНЫ РОБОТОВ: Фантаст. произведения: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2002. — 640 с. — (Шедевры фантастики). — О, Ю.
Самое полное издание на русском языке рассказов о роботах.

НЕМЕЗИДА: Науч.-фантаст. роман / Пер. с англ. А.Андреева. — М.: Мир, 1993. — 494 с. — (Зарубеж. фантастика).

НЕМЕЗИДА: Роман / Пер. с англ. Ю.Соколова. — М.: Эксмо, 2003. — 480 с. — (Мастера фантастики).
В XXIII веке Земле стала угрожать опасность пострашнее Всемирного потопа. Дело в том, что у нашего Солнца обнаружилась ещё одна ближайшая соседка — звезда, скрытая до поры облаком космической пыли. Медленно, но неуклонно приближается она к Солнечной системе, грозя гибелью всему живому…
По странной причуде судьбы ей дано было имя богини справедливого возмездия Немезиды. Неужто это и впрямь кара человечеству за грехи?..

ОСНОВАНИЕ: [Трилогия] / Пер. с англ. С.Барсова. — Тула: Пересвет, 1992. — 575 с.: ил.
Содерж.: Основание; Основание и Империя; Второе Основание.
КРАЙ ОСНОВАНИЯ; ОСНОВАНИЕ И ЗЕМЛЯ: [Фантаст. романы]: Пер. с англ. — СПб.: ОРИС, 1992. — 525 с. — (Sfинкс).
Далёкое-далёкое будущее… Гениальный учёный-«психоисторик» Гари Селдон предсказывает скорое и неминуемое падение существующей уже двенадцать тысяч лет и внешне благополучной Галактической Империи: «Империя… исчезнет и всё, что было в ней хорошего, исчезнет вместе с ней. Исчезнут все накопленные знания, исчезнет порядок. Начнутся бесконечные межзвёздные войны, зачахнет галактическая торговля, население уменьшится, планеты потеряют связь с центром Галактики».
Селдон предлагает проект, который, по его мнению, сведёт к минимуму возможные последствия упадка, — тридцать тысяч учёных со своими жёнами и детьми посвятят себя подготовке и изданию уникальной «Галактической Энциклопедии».
Но даже гениям не дано всего предусмотреть…

ПЕСЧИНКА В НЕБЕ: Науч.-фантаст. роман / Пер. с англ. А.Андреева; Оформл. К.Сошинской. — М.: Мир, 1993. — 319 с.: ил. — (Зарубеж. фантастика).

СЧАСТЛИВЧИК СТАРР, КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙНДЖЕР: Повести / Пер. с англ. Д.Арсеньева. — М.: Эксмо, 2003. — 608 с. — (Мастера фантастики).

ТРИ ЗАКОНА РОБОТЕХНИКИ: Фантаст. произведения: [Пер. с англ. / Сост. А.Ройфе]. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 506 с. — (Стальная Крыса). — О, Ю.

Обложка англ. изд. романа А.Азимова «Сами боги»

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ; САМИ БОГИ: Романы: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2003. — 480 с. — (Мастера фантастики).
«Сами боги»
Случайный контакт со странными (трёхполыми) обитателями параллельного мира позволил человечеству заполучить источник даровой энергии, поначалу казавшийся неисчерпаемым. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нарушен экологический баланс, миры близки к катастрофе…
Поражающий богатством фантазии и безупречной логикой, роман «Сами боги» принёс Азимову две высшие американские награды в области фантастики — премии «Хьюго» и «Небьюла».

Я, РОБОТ: [Сб.]: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2002. — 480 с. — (Б-ка приключений).

* * *

АЗИМОВ А., СИЛВЕРБЕРГ Р. ПРИХОД НОЧИ: Фантаст. роман / Пер. с англ. Н.Виленской. — Рига: Полярис, 1994. — 367 с. — (Мастера фантастики).

Если бы звёзды являлись нам раз в тысячу лет,
как веровали бы в них люди, как почитали бы их,
передавая из поколения в поколение память о граде Божьем!
Эмерсон

Уже многие столетия на планете Калгаш, находящейся в центре звёздного скопления, царит бесконечный день. Обитатели этой планеты не знают ночи и никогда не видели звёзд, успевших за долгие годы превратиться в легенду. И вот тьма опускается вновь…
В основу этого романа лёг одноимённый рассказ Азимова, впервые опубликованный в 1941 году.

АЗИМОВ Дж. и А. НОРБИ — НЕОБЫКНОВЕННЫЙ РОБОТ: Фантаст. повести / Пер. с англ. К.Савельева; Худож. О.Горбушин. — М.: АРМАДА, 1996. — 248 с.: ил. — (Замок чудес).
Содерж.: Норби — необыкновенный робот; Другой секрет Норби.
АЗИМОВ Дж. и А. НОРБИ И ПРОПАВШАЯ ПРИНЦЕССА: Фантаст. повести / Пер. с англ. К.Савельева; Худож. О.Горбушин. — М.: АРМАДА, 1996. — 267 с.: ил. — (Замок чудес).
Содерж.: Норби и пропавшая принцесса; Норби и захватчики.
АЗИМОВ Дж. и А. НОРБИ И ПРИДВОРНЫЙ ШУТ: Фантаст. повести / Пер. с англ. К.Савельева; Худож. О.Горбушин. — М.: АРМАДА, 1997. — 266 с.: ил. — (Замок чудес).
Содерж.: Норби и Старейшая Драконица; Норби и придворный шут.
Однажды Айзек Азимов вместе со своей женой Джанет решил написать серию фантастических книг специально для детей. О чём? Разумеется, о роботах. Так родился этот увлекательный цикл о симпатичном маленьком роботе Норби.

* * *

В НАЧАЛЕ / Пер. с англ. В.Бабенко и Вл.Гакова; Предисл. Вл.Гакова. — М.: Политиздат, 1990. — 374 с.: ил.
«Что… говорит Библия и что — наука? В чём они сходятся, если сходятся вообще? И в чём нет?»
В своей книге Айзек Азимов пытается ответить на эти вопросы…

ВСЕЛЕННАЯ: От плоской Земли к квазару / Пер. с англ. Н.Лисовой. — М.: Центрполиграф, 2004. — 384 с.

ВЫБОР КАТАСТРОФ: От гибели Вселенной до энергетического кризиса / Пер. с англ. А.Девеля, Л.Девеля. — СПб.: Амфора, 2002. — 510 с. — (Эврика).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ: От алхимии до генетики / Пер. с англ. Л.Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2002. — 224 с. — (Науч.-попул. б-ка).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ / Пер. с англ. и предисл. д-ра биол. наук В.Алпатова. — М.: Мир, 1967. — 175 с. — (В мире науки и техники).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХИМИИ: От магического кристалла до атомного ядра / Пер. с англ. В.Абашкина. — М.: Центрполиграф, 2002. — 283 с. — (Науч.-попул. б-ка).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХИМИИ: Развитие идей и представлений в химии / Пер. с англ. З.Гельмана. — СПб.: Амфора, 2002. — 288 с. — (Эврика).

МАРС; ЛУНА; ГАЛАКТИКИ; ЗВЁЗДЫ; СОЛНЦЕ: Занимат. астрономия / Пер. с англ. И.Турбина; Худож. Н.Васильев. — М.: Центрполиграф, 2003. — 95 с.: ил.

МИР АЗОТА / Пер. с англ. А.Иорданского. — М.: Химия, 1981. — 158 с.: ил. — (Науч.-попул. л-ра).

МИР УГЛЕРОДА / Пер. с англ. А.Иорданского. — М.: Химия, 1978. — 206 с.: ил. — (Науч.-попул. л-ра).

ЯЗЫК НАУКИ / Пер. с англ. И.Лалаянца. — СПб.: Амфора, 2002. — 375 с. — (Эврика).
Эта сравнительно небольшая книга — целый словарь, посвящённый истории возникновения различных научных терминов.

В последние годы многие научно-популярные книги Айзека Азимова переведены и выпущены в свет издательствами «Центрполиграф», «Амфора» и «Б.С.Г.-Пресс». Назовём некоторые из них (в алфавитном порядке): «Ближний Восток: История десяти тысячелетий», «В мире чисел: От арифметики до высшей математики», «Египтяне: От древней цивилизации до наших дней», «Загадки микрокосмоса: От атома до галактики», «Занимательная арифметика: От сложного к простому», «Занимательная мифология: Новая жизнь древних слов», «Земля и космос: От реальности к гипотезе», «Земля Ханаанская: Родина иудаизма и христианства», «История Англии: От ледникового периода до Великой хартии вольностей», «История США: Освоение Северной Америки», «Кровь: река жизни: От древних легенд до научных открытий», «Мир измерений: От локтей и ярдов к аргам и квантам», «Миры внутри миров: История открытия и покорения атомной энергии», «О времени, пространстве и других вещах: От египетских календарей до квантовой физики», «Популярная анатомия: Строение и функции человеческого тела», «Путеводитель по Библии: Ветхий Завет», «Путеводитель по науке: От египетских пирамид до космических станций», «Римская империя: Величие и падение Вечного города», «Римская республика: От семи царей до республиканского правления», «Слова и мифы», «Тёмные века: Раннее Средневековье в хаосе войн», «Царство Солнца: От Птолемея до Эйнштейна», «Часы, по которым мы живём: От солнечных часов до лунного календаря», «Человеческий мозг: От аксона до нейрона» и другие.

* * *

КУРСАНТЫ АКАДЕМИИ: Мир Айзека Азимова: Антология: Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2002. — 512 с. — (Стальная Крыса).
Мемориальная антология рассказов, действие которых разворачивается в мирах, придуманных Айзеком Азимовым. Среди авторов, отдавших дань памяти замечательному фантасту: Рэй Брэдбери (он автор предисловия), Роберт Шекли, Пол Андерсон, Роберт Сильверберг, Фредерик Пол, Гарри Гаррисон и другие.

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.АЗИМОВА

Араб-Оглы Э. «Конец Вечности» — роман-предостережение // Азимов А. Конец Вечности. — М.: Мол. гвардия, 1966. — С. 245-254. 
Балабуха А. Сказки Доброго Доктора // Азимов А. Дуновение смерти. — СПб.: Северо-Запад, 1992. — С. 467-478. 
Брандис Е. Айзек Азимов: Наброски к портрету // Азимов А. Сами боги. — М.: Мир, 1976. — С. 5-20. 
Гаков Вл. АЗИМОВ (ASIMOV) Айзек (1920-1992) // Энциклопедия фантастики. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — С. 23-27. 
Гаков Вл. Азимов знакомый и неведомый // Азимов А. В начале… — М.: Политиздат, 1989. — С. 5-25. 
Гопман В. Азимов, Айзек: [Крат. биобиблиогр. справка] // Американская фантастика. — М.: Радуга, 1988. — С. 742. 
Гуревич Г. «Самый-самый…» // Азимов А. Конец Вечности; Сами боги. — М.: Правда, 1990. — С. 477-479. 
Елисеев Г. Вселенная людей и роботов // Азимов А. Я, робот. — М.: Центрполиграф, 2003. — С. 311-318. 
Портной М. «Homo Faber» // Азимов А. Междуцарствие: Установление: Кн. первая. — М.: СП «СТАРТ», 1991. — С. 5-12. 
Разговоров Н. Блеск и нищета роботов // Фантастика 1965: Вып. 2. — М.: Мол. гвардия, 1965. — С. 347-358. 
Скороденко В. Притча и мораль: Два американских фантаста // Американская фантастическая проза. — М.: Радуга, 1989. — С. 8-10. 
Шилейко А. Люди и роботы // Азимов А. Три закона роботехники. — М.: Мир, 1979. — С. 5-11.

А.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.АЗИМОВА


- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Двухсотлетний человек. Реж. К.Коламбус. Комп. Дж.Хорнер. США, 1999. В гл. ролях: Р.Уильямс, С.Нил и др.
Конец Вечности. В 2-х сеp. Сцен. Б.Метальникова, А.Ермаша. Реж. А.Ермаш. Комп. Э.Аpтемьев. СССР, 1987. В гл. ролях: О.Вавилов, В.Сотникова, С.Юрский, Г.Жжёнов, Б.Иванов, Б.Клюев и дp.
Приход тьмы. Сцен. А.Азимова, П.Майерсберга. Реж. П.Майерсберг. США, 1988.
Я, робот. Реж. А.Пройас. Комп. М.Белтрами. США, 2004. В гл. роли — У.Смит.


                                                              * * *

El robot embustero. К/м. Сцен. А.Азимова, А.Де Лары. Реж. А.Де Лара. Испания, 1966.

А.К.         

 

Читать об авторе на Продетлит