04 мая
4 мая родился Юрий Нечипоренко (р. 1956), русский прозаик, учёный-биофизик

Юрий Нечипоренко

Юрий Дмитриевич Нечипоренко — доктор физико-математических наук, член Русского ПЕН-центра, член Московского правления АИС, главный редактор подросткового журнала «Электронные пампасы» и дружелюбного обозрения «Русская жизнь». Русский писатель, автор художественных и познавательных книг для детей и подростков, культуролог. Исследователь творчества Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, Г.И. Газданова.

Писать Юрий Дмитриевич начал, когда, по его собственным словам, почувствовал, что его сознание физика чрезмерно форматируется. Он стал читать русских и зарубежных классиков, современных аторов, а потом и сам взялся за перо. «Я равняюсь на Михаила Васильевича Ломоносова, который и первый учёный, и первый поэт России», — говорит Юрий Дмитриевич. Серьёзным стимулом стали и материальные трудности: в 1990-х годах государство практически перестало финансировать науку. Юрий Дмитриевич начал сотрудничать с различными газетами и журналами. Писал рассказы, литературно-критические статьи, очерки о культурной жизни столицы и др. Публиковался под псевдонимами Юрий Шевченко, Вадим Балдуев, Юрий Соколов и др. Основной псевдоним — Юрий Нечипоренко.

Первое литературное произведение Юрия Нечипоренко — очерк «Я вчера гулял в лесу...» — было адресовано детям; в 1988 году его напечатал шрифтом Брайля журнал «Советский школьник». В том же году в журнале «Детская литература» появился «Рассказ отца». В 1990-м «Литературная газета» опубликовала «взрослый» рассказ «БрахмаПУДРА», а журнал «Пионер» — повесть для подростков «Мой отец — начальник связи». В 1991 году альманахе «Календарь школьника» увидели свет рассказы «Смеяться и свистеть» и «Лагерь».

Читать об авторе на Продетлит

4 мая родился Фридрих Арнольд БРОКГАУЗ (1772-1823), немецкий издатель

БРОКГАУЗ

Свою предпринимательскую деятельность Фридрих Арнольд Брокгауз начал ещё в конце XVIII века с торговли английскими мануфактурными товарами, но по причинам внешнего порядка и собственной душевной склонности он вскоре занялся выпуском книг, выступив, как основатель фирмы «Брокгауз» и целой династии книготорговцев и книгоиздателей.

Первые энциклопедии Ф.А.Брокгауза появились на свет в 1808 году. Они-то и стали главной заслугой фирмы перед книжным делом. А знаменитый «Энциклопедический словарь», который со временем получил статус образцового и самого авторитетного справочного издания, приобрёл поистине всемирную известность и переиздаётся по сей день.

Теперь его так и называют — «Брокгауз».

А.Копейкин

4 мая родилась Алиса Плэзнс ЛИДДЕЛЛ (1852-1934), английская мемуаристка, муза Льюиса Кэрролла

Алиса Плэзнс ЛИДДЕЛЛ

Для нас она навсегда останется маленькой девочкой, вдохновившей профессора математики Чарлза Лютвиджа Доджсона на создание двух гениальных сказок. Как странно узнать, что его любимая Алиса выросла, стала взрослой и даже состарилась!

На склоне лет она опубликовала воспоминания, основное место в которых отвела человеку, когда-то превратившему её в сказочную героиню.

«Какой же была ты, Алиса, в глазах твоего приёмного отца? Как ему описать тебя? Любящей прежде всего; любящей и нежной — любящей как собака (прости за прозаичное сравнение, но я не знаю иной любви, которая была бы столь же чиста и прекрасна), и нежной, словно лань; а затем учтивой — учтивой по отношению ко всем, высокого ли, низкого ли рода, величественным или смешным, Королю или Гусенице, словно сама она была королевской дочерью, а платье на ней — чистого золота; и ещё доверчивой, готовой принять всё самое невероятное с той убеждённостью, которая знакома лишь мечтателям; и, наконец, любознательной — любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда всё ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова — пустые слова, которые ничего не значат!» (Л.Кэрролл. «Алиса на сцене»).

Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.

Сёстры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.

Летний день, увы, далёк
Эхо смолкло. Свет поблёк.
Зимний ветер так жесток.

Но из глубины времён
Светлый возникает сон,
Лёгкий выплывает чёлн.

И опять я сердцем с ней —
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.

Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам,
Люди, как не верить снам?

 

4 мая родился Виктор Ильич Викторов (1925-1991), советский поэт, драматург

Виктор Викторов

Писал Виктор Ильич в эпоху достаточно строгой цензуры — все литературные произведения должны были быть идеологически выдержанными и соответствовать принципам социалистической и коммунистической морали. Эти требования распространялись и на детскую литературу.

Виктор Викторов много занимался переводами: с болгарского, который специально для этого выучил, и с испанского, который немного знал.

Очень много переводил Асена Босева, одного из наиболее известных детских поэтов Болгарии, а также Леду Милеву, Ивана Давидкова, Методи Бежански, Георгия Струмского, Крыстьо Станишева, Надю Кехлибареву, Ивана Милчева, Любена Георгиева, Николая Хайтова и других.

Виктор Викторов тесно сотрудничал с Московским государственным академическим детским музыкальным театром Натальи Ильиничны Сац, был членом художественного совета театра. Наталью Ильиничну он хорошо знал лично. По либретто, написанным поэтом (часто в соавторстве с дочерью Натальи Ильиничны — Роксаной Николаевной Сац-Карповой), на сцене детского музыкального театра были поставлены спектакли, в том числе оперы «Красная Шапочка» (композитор М. Раухвергер), «Маугли» (композитор Ш. Р. Чалаев) и «Максимка» (композитор Б. М. Терентьев). Некоторые из них идут в российских театрах до сих пор. О театре Натальи Сац В. Викторов написал книгу The Natalia Sats Children’s Musical Theatre, которая в 1986 году была издана издательством «Радуга» на английском языке.

Читать об авторе на Продетлит