В контексте нашего сайта поэт Заболоцкий должен быть представлен, как минимум, в трёх ипостасях:
— тот, молодой, который писал стихи для детских журналов «Чиж» и «Ёж» под псевдонимом Я.Миллер;
— тот, что перевёл с грузинского «Витязя в тигровой шкуре», с французского — «Гаргантюа и Пантагрюэля», а с русского древнего на русский современный — «Слово о полку Игореве»;
— наконец, ещё один, общеизвестный, который сказал: «Не позволяй душе лениться…», — то есть нашёл слова, определившие истинный смысл человеческой жизни. Но слова «ушли в цитату». Цитата примелькалась. Для массового потребителя масштаб Заболоцкого-философа ограничился одной строкой. Меж тем, в русской литературе таким космическим чувством бытия не обладал почти никто. Ранний Заболоцкий подобен стихии, превратившейся на несколько секунд в буквенные знаки. Поздний Заболоцкий достиг лаконичности безупречного круга. И — самое главное! — это был поэт, сумевший сформулировать закон равновесия:
Два мира есть у человека: |
Ничего «детского» в этих словах нет. Но можно потратить годы жизни, терпеливо дожидаясь того дня, когда сын, дочь, ученик, воспитанник будет готов понять и принять одно из самых глубоких поэтических прозрений минувшего века — творчество Николая Заболоцкого.
И.Линкова
В 1889 году Пётр Ильич Чайковский писал графине фон Мекк: «Сюжет так поэтичен и благодатен для музыки, что я сочинением её был очень увлечён и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинства произведения». Речь шла о балете «Спящая красавица».
Не так давно появилась новая книжка, которая поможет почтительно и осторожно пройти теми тайными тропинками, на которых благодатные литературные сюжеты превращались в абсолютную музыку. Интересная и полезная работа Светланы Дубковой называется «Жар-птица» и вся целиком посвящена балетной сказке. Разумеется, на страницах такого издания читателя ждут и «Спящая красавица», и «Щелкунчик», и «Лебединое озеро». Нет, это вовсе не история создания. Это авторский пересказ той легенды, сказки, литературной основы, которая пробудила музыку и танец. Прежде чем увидеть на фотографиях Одетту и Одиллию в исполнении самых великих примадонн балета, читатель узнает, например, про старинный замок в Баварии, на берегу чудесного озера, и про графа Ротбарта, который этот замок построил. Таинственный Ротбарт украсил его великолепными витражами, чтобы солнце освещало тонкие изображения белых лебедей и девушек в белых одеждах. Наверное, он был колдун, потому что сам умел превращаться в зверей и птиц. Однажды он стал чёрным коршуном, а девушки…
Музыка Чайковского может сопровождать всю детскую жизнь, вплоть до самого взросления. Двенадцать пьес из «Времён года», где короткое название раскрыто звуками лучше, чем любыми словами; двадцать четыре пьесы из «Детского альбома»; «Шестнадцать песен для детей» на стихи Плещеева, Аксакова и других русских поэтов — вот первые шаги для встречи. А впереди ещё «Евгений Онегин», и «Пиковая дама», и — весь Чайковский…
И.Линкова
«Всю жизнь я очень любила животных, и сколько себя помню, всегда у меня воспитывались какие-нибудь птенцы, щенята, зайчата…
Мне нравилось, когда меня дома встречали раскрытые рты галчат, сорок, когда серенькие желторотые воробьишки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ко мне на колени» (В.В.Чаплина).
Растить и воспитывать животных — занятие благородное и увлекательное. Но Вере Чаплиной было этого мало — она работала в зоопарке заведующей молодняком, и о своих многочисленных разношёрстных питомцах ей всегда хотелось рассказать другим, поделиться накопленным опытом. Так появились на свет её славные, симпатичные книжки про обитателей московского зоопарка.
А.Копейкин