15 января
15 января родился Петер Кристен Асбьёрнсен (1812-1885), норвежский писатель, фольклорист, автора сказок, составитель двухтомного сборника «Норвежские народные сказки» (совместно с Й.Му)

Петер Кристен Асбьёрнсен

«Можно сказать без преувеличения, — писала известный переводчик-скандинавист Фаина Золотаревская, — что собрание народных сказок имеется в Норвегии в каждом доме, в каждой семье. Маленькие норвежцы, едва научившись читать, берут с полки красочные томики, на страницах которых их ожидает встреча со множеством занятных персонажей — крошка скрипач Фрикк, придурковатый Губранд с косогоров, страшный с виду, но глупый тролль, которого легко перехитрить, и многие, многие другие навсегда становятся их добрыми знакомцами. Подрастая, дети ещё не раз возвращаются к этим книжкам, и, даже став взрослыми, они готовы вновь, как в детстве, приобщиться к удивительному миру, созданному фантазией народа».

Увы, мы всё ещё не знаем в полном объёме норвежских сказок, собранных Петером Кристеном Асбьёрнсеном и Йоргеном Му. Издания на русском языке единичны, и по сей день в разных уголках Интернета можно встретить библиофилов, безнадёжно разыскивающих петрозаводский сборник «На восток от солнца, на запад от луны», последний раз выходивший в Карелии более четверти века назад (см.: КРУГ ЧТЕНИЯ: МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: Асбьёрнсен П.К. На восток от солнца, на запад от луны).

С тех пор ситуация изменилась мало. Стоит сказать «спасибо» разве что Наталии Падалко, составителю выпущенного мизерным тиражом двуязычного сборника «Северный ветер» (см.: Коротко: Северный ветер: Норв. нар. сказки), да Наталии Будур, включившей в первый том «Сказок народов мира» (М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001) два десятка историй «из собрания П.К.Асбьёрнсена и Й.Му». Некоторые из них, как, например, «Пер Гюнт» или «О том, как мальчики встретили троллей в лесу Хедал», совпадают с теми, что пересказала А.Любарская в старом карельском сборнике, некоторые — прежде не переводились на русский язык.

Заслуживает благодарности и Издательский Дом Мещерякова. В роскошный том из серии «Отражения», вышедший всего месяц назад, вошло не так уж много текстов, но зато эти сказочные самоцветы получили в высшей степени достойную оправу — иллюстрации художника Кая Нильсена.

И всё же когда-нибудь хотелось бы дождаться полного, пусть и не такого красивого, как у ИДМ, издания норвежских сказок — по признанию Якоба Гримма, «лучших сказок на свете».

А.Копейкин

15 января родился Мольер (1622-1673), французский драматург, актёр, автор всемирно известных комедий «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и других

Мольер

…Пока дощатый гроб и горсть земли печальной
Не скрыли навсегда Мольера прах опальный,
Его комедии, что все сегодня чтут,
С презреньем отвергал тупой и чванный шут.
Надев роскошные придворные одежды,
На представленье шли тупицы и невежды,
И пьеса новая, где каждый стих блистал,
Была обречена их кликой на провал.
Иного зрелища хотелось бы вельможе,
Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
Готов был автора отправить на костёр,
И не жалел виконт проклятий самых чёрных
За то, что осмеять поэт посмел придворных…
Но Парка ножницы безжалостно взяла,
И навсегда его от нас укрыла мгла.
Тогда признали все Мольера чудный гений.
Меж тем Комедия, простёртая на сцене,
Давно немотствует, и некому помочь
Ей снова встать с колен и горе превозмочь…

Николá Буало-Депрео. Послание VII Расину

«Буало был прав. …следует признать, что после Мольера никто, кроме Реньяра, не писал хороших комедий в стихах» (Вольтер).

«— Мольер, — сказал Гёте, — так велик, что, перечитывая его, всякий раз только диву даёшься…

Я всякий год читаю несколько пьес Мольера, так же как время от времени рассматриваю гравюры по картинам великих итальянских мастеров. Мы, маленькие люди, не в силах долго хранить в себе величие подобных творений и потому обязаны иногда возвращаться к ним, дабы освежить впечатление» (из книги И.-П.Эккермана «Разговоры с Гёте»).

«Торжественные и гордые герои трагедии Корнеля ушли со сцены, и их сменили Горжибюс, Гро-Рене, Сганарель и другие персонажи фарса. Лишь только на сцену выбежал влюблённый врач, в котором с большим трудом лишь можно было узнать недавнего Никомеда, — в зале заулыбались. При первой его гримасе — засмеялись. После первой реплики — стали хохотать. А через несколько минут — хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек в кресле отвалился на спинку его и стал, всхлипывая, вытирать слёзы…

Финал “Влюблённого доктора” покрыли таким “бру-га-га!”, что показалось, будто заколыхались кариатиды» (М.А.Булгаков. Жизнь господина де Мольера).

15 января родился Евгений Яковлевич ВЕСНИК (1923-2009), русский актёр

Евгений Весник

Фильмография, почерпнутая из разных источников, насчитывает то семьдесят, то девяносто фильмов с участием Евгения Весника. Нашему детскому сайту так много не надо. Для любви и благодарности вполне достаточно слышать голос замечательного актёра в мультфильмах «Капризная принцесса» и «Кентервильское привидение», а на телеэкране вообще хватило бы одних только «Приключений Электроника». Такого учителя, как математик Таратар, в нашем кинематографе ещё поискать. Несколько минут после его появления даже хочется снова пойти в школу, чтобы кто-то глянул на тебя вот так из-под очков, прошёлся по коридору вот такой смешной походкой, сказал от всей души: «Мальчи-и-ишки!..»

А ещё Евгений Яковлевич Весник был отличным «командиром неба» в «Приключениях жёлтого чемоданчика», играл небольшие роли в фильмах «Приключения Толи Клюквина», «Чудак из пятого “Б”» и «Старик Хоттабыч».

15 января родился Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795-1829), русский поэт, драматург, дипломат, композитор, пианист

ГРИБОЕДОВ

Конечно, «Горе от ума» — великая пьеса.

Конечно, реальная жизнь каждого человека безмерно глубже и богаче любого сочинения. Но в случае Александра Грибоедова масштаб личности производит особое впечатление. Великолепный Чацкий мелькает в короткой, но огромной судьбе своего автора лишь коротким, ярким отражением в одном из множества зеркал.

Удивительной кажется обширность талантов Грибоедова в области изящной словесности, музыки и лингвистики. Старинной легендой звучит история его необыкновенной любви. Глубокое впечатление производят реальные факты его дипломатических заслуг перед государством и восторженные отзывы современников. Обаяние и душевную силу этого человека не могут отразить стандартные комментарии по поводу его хрестоматийной пьесы. Необходимо совсем другое чтение — книги о Грибоедове.

Их много. Если в отрочестве прочитать хотя бы Гершензона, Тынянова и Ходасевича, если пройти хотя бы часть пути за «одним из самых умных людей в России» (А.С.Пушкин) — школьные скелеты Скалозуба и Молчалина можно будет задвинуть в шкаф. А портрет молодого человека в маленьких, весьма современных очках повесить над своим письменным столом.

И.Линкова

15 января родился Евгений Носов (1925-2002), русский писатель

Евгений Носов

Книги Евгения Носова написаны про войну и мир. Один из лучших в нашей литературе «военный» рассказ «Красное вино победы» солдат Носов не сочинял. Он просто рассказал про 9 мая, как рассказывают люди кому-то близкому о самых главных днях в своей жизни. Получилась не автобиография одного человека, а страница из автобиографии народа — общности людей, которую сегодня как будто стесняются упоминать вслух. Но писатель Носов в своих убеждениях и взглядах не сомневался. Внук деревенского кузнеца, мальчик, начавший военный путь в 18 лет, он твёрдо знал, о чём и как хочет говорить.

Когда в другом его очень знаменитом большом рассказе «Шопен, соната номер два» настоящий оркестр, по случаю оказавшийся в деревне, вдруг начинает прямо в избе, практически для одной старухи да её соседок играть трагическую классику, современный читатель, пожалуй, скривит губу. Но так могло быть — и было. Просто «старшой» в оркестре, прошедший войну «от А до Я», ничего больше не мог сделать для старой женщины, потерявшей всех.

Рассказы Евгения Носова о войне и послевоенном деревенском мире смогут прочитать подростки, если захотят и сумеют настроиться на мелодию неспешного, подробного, описательного повествования. А для тех, кто помладше, есть у писателя истории, которые для детей специально не предназначались, но очень для них годятся, и поэтому были неоднократно напечатаны в детских издательствах. Вот мальчишка нахлёстывает коня, пытаясь догнать радугу, которая потихоньку уплывает вдаль… Вот рыбак и маленькая птичка зимородок сидят у воды — то ли каждый отдельно, то ли оба вместе… Вот огромный белый гусь, драчун и забияка, раскрывает под ударами грозы и града огромные крылья, чтобы спрятать под ними своих гусят…

Писатель Евгений Носов был другом писателя Виктора Астафьева. Взрослым, читающим русские книги, это сразу говорит о многом.

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова