Наверное, знатоки и любители фэнтези, открывая каждую ещё не читанную книгу этого жанра, испытывают прилив сил и сладкое предвкушение. Но с простой, «нефэнтезийной» точки зрения, всё, что было написано после Толкина, — это хоровое исполнение красивой мелодии, уже созданной высоким мастером. Особенно эта вольная или невольная общность дыхания чувствуется сейчас, когда девятый вал фэнтези уже прокатился по миру, и литература ждёт новых идей и состояний.
Впрочем, всё вышесказанное нисколько не умаляет привлекательности известных русскому читателю произведений Ллойда Александера: его тексты, тяготеющие к сказке, затейливы, доброжелательны и, разумеется, призывают к победе добра над злом. Хроники страны Прайден уместились в пять отдельных книг и были написаны во второй половине 1960-х, то есть в момент восхождения фэнтези. Корни этих историй уходят, как нетрудно догадаться, в эстетику валлийских легенд, в эпоху короля Артура, которого автор открыл для себя ещё в детстве.
Хроники имеют чётко выраженного главного героя: мальчик Тарен, который в первой книге всего лишь Помощник Сторожа Свиньи, завершает эпопею Верховным Королём. Есть в повествовании и страшная Земля Смерти, и Чёрный Котел, в котором оживляют мертвецов, и Красивый Народ, обладающий особой силой…
Говорят, Ллойд Александер не очень любил, когда его называли детским писателем. Но читатели и критики поступили по-своему: подавляющее большинство из нескольких десятков книг, написанных Александером, считаются безусловно детскими. Они всегда пользовались популярностью и принесли своему автору много наград.
И.Линкова
«Песня о весёлом ветре» исполнялась в кинофильме «Дети капитана Гранта», а «Школьный вальс» — в школе. Но у композитора Дунаевского вообще нет песен, непригодных для детей. Его мелодии нужны детскому слуху и духу, потому что это мелодии роста. Уже давно совершенно неважно, что вдохновляло автора: любовь, государственный заказ или трогательные превращения почки в зелёный лист. Осталось то, что осталось: энергия созидания, одинаково необходимая любому времени. Имеется даже наглядный пример — простой, но убедительный.
Впервые музыка к замечательному кинофильму о детях капитана Гранта была написана в 1936 году. А ровно через полвека, в году 1986-м, появился большой телесериал «В поисках капитана Гранта» — работа крепкая и вполне современная. Композиторов в титрах указано целых три: Исаак Дунаевский, Максим Дунаевский и Игорь Кантюков. Пусть все будут здоровы, пусть все зрители всем музыкантам всегда говорят спасибо, пусть…
Но слышно с экрана одного Исаака Осиповича.
И.Линкова