У Льва Устинова много заслуг. Справочное издание сообщает, что именно он долго являлся «наиболее репертуарным драматургом отечественных ТЮЗов и зарубежных театров, работающих с детьми». Список сказочных пьес этого автора, созданных в основном в 60-е годы ушедшего века, весьма внушителен, и, если верить исследователям, главным достоинством многочисленных постановок была их актуальность. Эта важная составляющая не покинула книги Л.Устинова и впоследствии. Только старую актуальность сменила новая.
С некоторых пор основное своё внимание Лев Ефимович уделял не драматургии, а прозаическому и поэтическому творчеству — он сочинял сказки для маленьких детей. Эти сказки воистину удивительны! По двум причинам: во-первых, даже воробьи, волки и ёжики активно бичуют в них пороки современного общества потребления, а во-вторых, философский накал повествования заставляет задуматься о возможностях целевой аудитории, то есть маленьких детей.
Позволим себе только один пример и процитируем (в сокращении) песенку маленького Ёжика. Этой песенкой заканчивается сказка, посвящённая финансовым и моральным опасностям стяжательства.
Итак, маленький Ёжик «выбежал на середину поляны, затопал своими лапками и весело запел:
…А я не должен никому, |
Воистину удивительные ёжики водятся нынче в наших лесах.
И.Линкова
Считается, что её звали Астрид Линдгрен, в девичестве Эриксон, и она умерла. Но на самом деле настоящего писателя всегда зовут так, как его героев: Малыш, Карлсон, Калле Блюмквист, Пеппи Длинныйчулок, Лизи, Лассе, Боссе, Улле, Бритта, Анна, Мадикен и Пимс… Причём все эти люди — даже если они с пропеллером! — абсолютно живы и в лучшие свои минуты совершенно счастливы.
Взрослые, изумлённые таким редким литературным успехом, осыпали удивительную сочинительницу наградами и премиями, воздвигли памятник, устроили музей и до сих пор продолжают разводить руками: ну как это может быть, чтобы обычная домохозяйка вдруг, буквально на ровном месте, превратилась в настоящую великую писательницу?!
Скучным Домоправителям и Домоправительницам такого волшебного превращения никогда не понять. Они просто не знают, какое детство было когда-то у маленькой девочки по имени Астрид. Не знают и не догадываются, как преданно и радостно её папа с мамой любили друг друга, как дружили сёстры с братом, дети с родителями, семья — с судьбой. Впрочем, судьба-то потом поворачивалась по-разному, но если до восемнадцати лет — до целых восемнадцати! — человеку хорошо жить на свете, то почему бы ему со временем не превратиться в «Лассе-Боссе-Пимс» и дальше, ещё дальше, в тысячи и миллионы детей, которые о них прочитали?
И.Линкова