Это есть художник Альтман, Осип Мандельштам |
Разумеется, первым делом в сознании возникает образ Анны Ахматовой в синем платье, её классический портрет, созданный Натаном Альтманом и ставший едва ли не самым знаменитым его произведением. Этот портрет «многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: её чопорная и гордая, нервно-отчуждённая фигура представлена в окружении кристаллических, прохладных по колориту форм».
«…Как в зеркало, глядела я тревожно / На серый холст, и с каждою неделей / Все горше и страннее было сходство / Моё с моим изображеньем новым», — позднее напишет Ахматова, вспоминая дни, когда она позировала художнику.
Вместе с тем было бы несправедливо забыть о достижениях Альтмана в искусстве иллюстрации. Он оформил «Умных животных» М.М.Зощенко, сборник В.В.Маяковского «Детям» и «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Последние две работы были опубликованы в 1937 году, когда одному из ярчайших авангардных художников, в молодости увлекавшемуся кубизмом и футуризмом, в сущности, не осталось ничего иного, кроме как с головой уйти в книжную графику.
А.Копейкин
К сочинительству сказок Марко Вовчок, тогда уже довольно известную писательницу, подтолкнул Тарас Григорьевич Шевченко. Сначала появилась «Сказка о девяти братьях-разбойниках и о десятой сестрице Гале», затем «Невольница» и «Медведь», а вскоре — наиболее среди них ценная сказка «Кармелюк», повествующая о народном герое Украины Устиме Кармелюке (или Кармалюке), которого Шевченко называл «славным рыцарем».
На сказки М.Вовчок доброжелательно отозвался Салтыков-Щедрин, отметивший, в частности, что они «чужды назойливому дидактизму».
Вовчок была трёхъязычной писательницей — она писала по-украински, по-русски и по-французски. С французского ею переведено 15 романов Жюля Верна, включая такие известные, как «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», «Вокруг Луны» и «Вверх дном».
А.Копейкин
Самая известная повесть Эдуарда Успенского — «Дядя Федор, пес и кот» вышла в 1974 году. По словам писателя, замысел этого произведения родился у него еще во время учебы в школе, когда он был вожатым у третьеклассников. В 1975 году вышел одноименный мультфильм, который создали режиссеры Юрий Клепацкий и Лидия Сурикова. С этого момента популярность Эдуарда Успенского превратилась во всенародную славу. Приключения героев повести получили продолжение во множестве повестей и рассказов Эдуарда Успенского. Было снято еще несколько мультфильмов: «Трое из Простоквашино» (1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980), «Зима в Простоквашино» (1984). Для этого мультфильма Эдуард Успенский написал отдельный сценарий, который был переработан в повесть в 1997 году. Героев озвучивали известные актеры: дядя Федор говорил голосом Марии Виноградовой, кота Матроскина озвучил Олег Табаков, а Лев Дуров — Шарика. В 2010 году появился мультфильм «Весна в Простоквашино», с 2018 года выходит мультипликационный сериал с расширенным сюжетом и новыми героями.
В 1981 году режиссер Александр Татарский (1950–2007) выпустил мультфильм «Пластилиновая ворона» по стихотворению Эдуарда Успенскогого «А может, а может…», которое пародирует басню И. А. Крылова «Ворона и лисица». Это была первая в СССР картина в технике пластилиновой анимации. В 1987 году Александр Татарский вместе с Игорем Ковалевым экранизировали повесть писателя «Колобок идет по следу». Мультфильм «Следствие ведут Колобки» (его название пародирует известный советский детективный телесериал «Следствие ведут ЗнаТоКи») получил в 1987 году приз Международного кинофестиваля в г. Варне.