Об иллюстрациях этого художника при желании можно написать диссертацию. Какой-нибудь искусствовед испытал бы море удовольствия, углубившись в рассуждения о разнообразных аллюзиях и реминисценциях. Мы же скажем только, что книги, оформленные Геннадием Спириным, — сама красота и изысканность. И очень немногие из его коллег способны поспорить с ним в безукоризненном мастерстве и чувстве стиля. Недаром издатели выносят имя художника не только на титульный лист, но даже на обложку — как знак качества, хотя столь характерную спиринскую манеру легко узнает и не самый искушённый читатель.
«По щучьему велению», сказки Пушкина, «Прекрасная испанка» Сервантеса, чеховская «Каштанка», гоголевские «Нос» и «Сорочинская ярмарка», «Щелкунчик» Э.Т.А.Гофмана, сказочная повесть Марии Конопницкой «О гномах и сиротке Марысе», «История истинного простофили по имени Грибуль» Жорж Санд и многие другие книги с иллюстрациями Геннадия Константиновича — истинные сокровища любой библиотеки.
А.Копейкин
К тому времени, когда Павел Бляхин занялся писательством, его партийный стаж и опыт революционной деятельности насчитывали полтора десятка лет — в партию большевиков сын простого чернорабочего вступил в 1903 году. Собственно, это была ещё не партия, а подпольный рабочий кружок, распространявший листовки и прокламации. Бляхин был одним из самых активных его членов: доставал для типографии шрифт, работал агитатором, участвовал в стачках, сражался на баррикадах. Неоднократно подвергался арестам, ссылкам, жил на нелегальном положении.
С приходом большевиков к власти Павел Андреевич стал важной фигурой. С 1917 года он председательствовал в губернском Костромском Совете, затем — в Костромском Горисполкоме и Губисполкоме. Далее — везде: Одесса, Екатеринослав, опять Кострома, наконец, Баку.
В 1920-е его перебросили на культуру. В течение многих лет Бляхин ведал делами «важнейшего из искусств» — кино, попутно сочиняя повести и пьесы, а перед самой войной возглавлял сценарный отдел студии «Мульфильм».
Павел Андреевич написал несколько книг и сценариев, но в читательской памяти остался автором одной-единственной повести «Красные дьяволята». По её первой части в 1923 году был снят одноимённый фильм, а через сорок с лишним лет поставлены знаменитые «Неуловимые мстители».
А.Копейкин
Любен Дилов по праву считается одним из лучших авторов болгарской фантастики, хотя сам писатель не относит свои книги ни к какому жанру, утверждая, что использует фантастическое лишь в качестве приёма. Он полагает, что в фантастике литература как бы возвращается «к своему прообразу — сказке, с другой, противоположной стороны…»
На русском языке издавался сборник романов Л.Дилова «Жестокий эксперимент», но особой популярностью пользуется его книга «Звёздные приключения Нуми и Ники», отмеченная богатством выдумки и имеющая занятный подзаголовок: «Фантастический роман о детях и подобных им существах».
А.Копейкин