10 января
10 января родилась Татьяна Ивановна АЛЕКСАНДРОВА (1929-1983), русская писательница, художница

Милые-милые простые сказки для малышей с такими милыми-милыми незатейливыми рисунками автора — вот наследие Татьяны Александровой, о которой трудно сказать, кто она прежде — писатель или художник. По образованию — художник, но жизнь сама привела её к сочинению слов. Да и как могло быть иначе рядом с горячо любимым и любящим мужем, мудрым и ласковым детским поэтом Валентином Берестовым.

Самый известный герой Александровой — домовёнок Кузька, который прекраснейшим образом живёт в обычной квартире в городском многоэтажном доме. Если сказку вы пока не читали, лохматого Кузьку всё равно знаете, потому что про его проделки уже давно сделан трогательный и поучительный мультик. А если после знакомства с Кузькой вам захочется поближе познакомиться с самой Татьяной Ивановной, просто загляните в раздел нашего сайта «О ПИСАТЕЛЯХ» (см.: АЛЕКСАНДРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА).

И.Линкова

10 января родился Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ (1883-1945), русский писатель, драматург

«Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало, — крри-кри, — глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками.

— Эй, ты кто такой?

— Я — Говорящий Сверчок, — ответило существо, — живу в этой комнате больше ста лет…» (А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

«Мы жили на Оке, возле Тарусы… По вечерам… когда на столе зажигали лампу и под абажуром кружились ночные бабочки, вылезал откуда-то сверчок, похожий на маленький сухой сучочек. Он садился всегда на одно и то же место, около чернильницы, и помалкивал. Когда же в стуке машинки наступали долгие паузы и Толстой в тишине обдумывал ещё не написанное, сверчок осмеливался напомнить ему о своём присутствии. Возьмёт вдруг и стрекотнёт, и опять замолчит надолго.

tolstoy2— Это он тебя стесняется, — говорил Толстой, — а ко мне он уже привык. Мы — друзья» (из воспоминаний Натальи Крандиевской, жены писателя).

«До встречи со Сверчком рассказ о Буратино идёт почти след в след за рассказом о Пиноккио. С этого момента правка пошла по-крупному и переросла в свободное творчество… Архив свидетельствует, что за три месяца работы писатель несколько раз переписывал всю сказку от начала до конца» (М.Петровский. «Что отпирает “Золотой ключик”?»).

Большая статья Мирона Петровского — это, наверное, самое серьёзное и самое интересное исследование истории создания «Золотого ключика» (см.: ПОДРОБНО: Мирон Петровский. Книги нашего детства). Что сверчок! Вокруг Буратино собраны в этой статье такие имена, такие огромные литературные и социальные события, что голова начинает кружиться от невероятных неожиданностей и безусловных закономерностей творческого процесса, который привёл «большого художника к жанру детской сказки».

Что же касается вклада, который внёс «третий Толстой» в отечественную литературу, это вопрос, не требующий обсуждения. Разумеется, дети могут вырасти, не прочитав «Детство Никиты», «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина», наконец, «Петра Первого»… Только тогда не нужно говорить, что эти дети родились в России.

tolstoy3

И.Линкова

10 января родился М.ИЛЬИН (псевд.; наст. имя и фамилия — Илья Яковлевич М а р ш а к; 1896-1953), русский советский писатель, мастер научно-популярной детской литературы

Старшим братом Ильи Яковлевича Маршака был Самуил Яковлевич Маршак. Когда случилась беда, именно он, старший брат, помог тяжело заболевшему инженеру-технологу обрести новую профессию и новый интерес в жизни. Наверное, тонкое чувство слова было у Маршаков в роду. Иначе как объяснить, что автор, «засекреченный» под псевдонимом «М.Ильин», стал не только умелым рассказчиком, но одним из зачинателей нового жанра — научно-публицистической, научно-художественной литературы для детей.

ilyin2ilyin3В основе его успеха было два принципа: конкретность в постановке вопроса и уверенность в том, что знание как таковое необходимо человеку для жизни. Достаточно перечислить названия его лучших книг, и эти названия всё скажут сами за себя: «Сто тысяч почему», «Рассказы о вещах», «Рассказы о книгах», «Солнце на столе», «Как автомобиль учился ходить» и т.д.

ilyin4ilyin5Эти тексты, иногда менявшие заголовки и соединявшиеся в сборники, серьёзно отличаются от большинства «энциклопедий», заполонивших нынешний рынок детской литературы. Без «ужимок и прыжков», спокойно, уверенно, толково они отвечают на вопросы, которые не способны устареть: «Почему вода не горит?», «Бывает ли у огня тень?»… А когда читатель «пойман», умный рассказчик начинает излагать историю предмета, его родословную, используя реальные вещи и ситуации лишь как отправную точку.  Именно поэтому лучшие книги Михаила Ильина, написанные семьдесят-восемьдесят лет назад, имеют полное право встретиться с современными детьми (см.: КРУГ ЧТЕНИЯ: ОБРАЗЦОВЫЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ: Ильин М. Рассказы о вещах).

ilyin6ilyin7Справедливости ради следует признать, что иногда специфика жанра не выдерживала масштабов замысла. По совету Горького, Илья Яковлевич вместе со своей женой писательницей Еленой Сегал создал нечто совсем редкое — историю культуры и цивилизации, пересказанную для детей. Толстый том с характерным названием «Как человек стал великаном» впервые вышел в свет в 1940 году, а потом активно дорабатывался и переиздавался. Но попытка объять необъятное заметно уступала кратким, лёгким и живым работам ранних лет.

И.Линкова