Чуть не с момента своего создания памятник «грустному Гоголю», одно из лучших творений Николая Андреева, вызывал самые разноречивые мнения. Хулители скульптурного шедевра обвиняли Николая Андреевича в неверной, односторонней трактовке образа великого писателя; им, видите ли, не хватало гоголевского юмора, оптимизма, этакой лукавой усмешки гения. Но вернее всех о памятнике отозвался Илья Ефимович Репин: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России».
Пожалуй, это было основное качество андреевского таланта: ухватить самую суть, запечатлеть в камне не только характер и образ мыслей, но, если можно так выразиться, историческую миссию своего героя. Таков грустный Гоголь, таков вальяжный Островский, удобно сидящий в кресле рядом со своим «домом» — Малым театром, таковы скульптурные изображения Герцена и Льва Толстого…