02 августа
2 августа родился Андрей Евгеньевич МАРТЫНОВ (1958-2012), русский художник, иллюстратор детских книг

Если смотреть в сторону Г.Остера, можно решить, что Андрей Мартынов — художник очень весёлый и даже немножко хулиганистый. Это действительно так. Только весёлому человеку с живым смешливым воображением под силу так точно, остро, а порой и провокационно иллюстрировать сочинения нашего «вредного советчика»: «Воспитание взрослых», «Самый! Лучший! Идеальный!», «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», «Приметы и суеверия», «Школьный сонник» и, разумеется, «Вредные советы». А ещё всякие книжки с заманчивым во все времена словом «приключения»: «Приключения Алисы в Стране чудес» Л.Кэрролла, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ю.Дружкова, «Приключения Петрова и Васечкина» В.Аленикова и т.д.

И всё же такая картина будет неполной. Оказывается, художник Мартынов умел быть и задумчивым, и лиричным. Загляните в книжки Леонида Яхнина «Поющее дерево» и «Игого, или Путешествие с говорящей лошадкой», и даже если сами сказки вам не понравятся, мастерство иллюстратора вы обязательно оцените по достоинству.

martynov2 martynov3

А.Копейкин

2 августа родился Георгий Алексеевич СКРЕБИЦКИЙ (1903-1964), русский писатель-натуралист

Достаточно взглянуть на эту фотографию, чтобы понять, каким человеком был Георгий Скребицкий.

skrebitskiy2Он признавался, что с детства его «интересовали две вещи — природоведение и художественная литература», поэтому сначала Скребицкий окончил литературное отделение Института слова, а потом факультет охотоведения и звероводства Высшего зоотехнического. Кому-то покажется странным, что к увлечению животным миром Георгий Алексеевич пришёл через изящную словесность (см. его рассказ «Чему научила сказка» в разделе «ПИСАТЕЛИ О ЧТЕНИИ»). Но для Скребицкого это был самый естественный путь. Оттого и не возникало у него сомнений относительно главной темы литературного творчества. О чём, спрашивается, мог сочинять книжки наделённый даром слова кандидат биологических наук? Ответ очевиден.

По своим научным интересам Скребицкий был зоопсихологом — этой теме посвящены многие его статьи. Говоря попросту, он понимал язык всех живых существ на Земле.

Видите, как внимательно Георгий Алексеевич слушает свою собаку?..

А.Копейкин

2 августа родился Валерий Абрамович АГРАНОВСКИЙ (1929-2000), русский журналист, писатель, критик, драматург

agranovskiyВ журналистику братья Анатолий и Валерий Аграновские пришли по стопам отца, много лет работавшего в «Известиях» и «Правде». Это была целая журналистская династия, каждый представитель которой сумел ярко заявить о себе в любимой профессии.

Валерий Абрамович писал для разных газет и журналов, но больше всего — для «Комсомолки» и «Огонька». Он — автор документальных и художественных книг «Нам — восемнадцать…», «Вечный вопрос», «Вы и ваши знакомые», «Взятие сто четвёртого» и широко известной в своё время «социально-педагогической» повести «Остановите Малахова!»; созданная на её основе одноимённая пьеса с успехом шла в более чем ста пятидесяти театрах Советского Союза.

Среди других сочинений Валерия Аграновского книги о журналистике, а также фантастические детективы «Пять президентов», «Синие люди» и «Фирма приключений», увидевшие свет под коллективным псевдонимом «Павел Багряк».

А.Копейкин

2 августа родился Василий Николаевич ЖУРАВЛЁВ (1904-1987), советский кинорежиссёр

Киноэнциклопедия называет Василия Журавлёва «одним из зачинателей советского кино для юношества». Его первые «немые» картины появились ещё на рубеже 1920-30-х годов — комедия «Приёмыш», приключенческие фильмы «Реванш» и «Бомбист».

zhuravlyovРабота со звуком началась со знаменитого «Космического рейса» (1935) — неслыханной и невиданной фантастики (в прямом и переносном смысле этого слова). Фантастический сюжет об экспедиции на Луну потребовал фантастического по тем временам уровня кинотехнологии. Консультантом «Космического рейса» был сам К.Э.Циолковский, однако изобретать и выдумывать создателям фильма приходилось иногда прямо на съёмочной площадке (впоследствии Василий Николаевич рассказывал, каким хитроумным и неожиданным способом удалось добиться на экране эффекта невесомости). Новаторская постановка произвела впечатление не только на отечественных, но и на зарубежных зрителей, многие из которых до сих пор включают «Космический рейс» в списки этапных фантастических фильмов за всю историю кинематографа.

Следующие работы Василия Журавлёва были чисто приключенческими: «Граница на замке» (о пограничниках), «Гибель “Орла”» (о моряках) и, наконец, ещё один подростковый «хит» — «Пятнадцатилетний капитан» (1945), снятый по одноимённому роману Жюля Верна.

К фантастике Василий Николаевич хотел вернуться в самом начале шестидесятых, на новой мощной волне интереса к исследованиям космоса. Он собирался экранизировать повесть братьев Стругацких «Страна багровых туч», однако, по словам Бориса Натановича, «ничего из этой затеи не вышло».

Последней значительной работой Василия Журавлёва стала музыкальная стереоскопическая лента «Всадник на золотом коне» (1981), поставленная по мотивам башкирских народных сказок.

zhuravlyov2

А.Копейкин

2 августа родилась Зинаида Семёновна БРУМБЕРГ (1900-1983), советский режиссёр, художник, сценарист

brumberg

Принято писать, что сестры Валентина и Зинаида Брумберг стояли у истоков советского мульткино. Вместе они окончили ВХУТЕМАС, вместе посвятили себя анимации. Уже в 1925 году появились первые мультипликационные фильмы («Межпланетная революция» и «Китай в огне»), к которым сёстры приложили руку — две руки! А вскоре сложился нерушимый творческий союз — содружество двух женщин-режиссёров, подарившее нам не один десяток великолепных рисованных сказок: «Красная Шапочка» (1937), «Кот в сапогах» (1938), «Синдбад-мореход» (1944), «Пропавшая грамота» (1945), «Ночь перед Рождеством» (1951), «Храбрый портняжка» (1964), «Капризная принцесса» (1969), «Кентервильское привидение» (1960)…

brumberg2В одной из них, в «Сказке о царе Салтане» (1943), сёстры впервые применили технику, которая называется «эклер». Сначала они снимали живых актёров, а затем поверх снятого рисовали всё, что им было нужно: персонажей, фоны и т.д. В этой технике сделаны многие классические советские «мультики», в том числе знаменитый «Федя Зайцев», выпущенный сёстрами Брумберг сначала в 1948 году, а затем переснятый в 1960-м под названием «Человечка нарисовал я». Как утверждают критики, в этой школьной поучительной сказке создателям удалось добиться невиданной по тем временам пластичности и выразительности образов.

Особые отношения связывали Валентину и Зинаиду с творчеством Юрия Олеши. По его произведениям они поставили такие фильмы, как «Девочка в цирке» (1950), «Три толстяка» (1963), «Огонь» (1971). При этом, как видно по кадру из «Трёх толстяков», с годами сёстры отказались от исчерпавшей себя техники «эклера». Манера и стилистика В. и З. Брумберг менялись по мере того, как менялось время, и, возможно, именно это обусловило их творческое долголетие. Однако «руку мастера» — точнее, «руки мастериц» — можно узнать везде и сразу.

«Есть такое выражение “светлая память”. Я думаю, что к сёстрам Брумберг более всего подходит “светлая и весёлая память”. Я их помню именно такими — шумными, энергичными невероятно, в какой-то степени даже легкомысленными и несерьёзными в работе. Хотя я знаю, что они очень много и тщательно готовились к своим картинам. А вообще мне приятно просто их вспоминать, потому что я сам становлюсь моложе, веселей и энергичней. Возвращается что-то потерянное…» (Ф.С.Хитрук).

brumberg3

2 августа родился Леонид Сергеевич ЛЕНЧ (наст. фамилия — П о п о в; 1905-1991), русский советский писатель, драматург

«…Я пишу короткие рассказы, главным образом, весёлые. Но иногда и грустные. В общем, всякие.

 

Специально для детей рассказов я, однако, не писал. Но, любя и уважая маленького читателя, с большой охотой собрал для этой книжки восемь своих рассказов…» (из авторского предисловия к сборнику «Тимка, бабка и утята»).

Вылазки Леонида Ленча на территорию детской литературы в самом деле были довольно редкими. На протяжении многих лет он сотрудничал с журналом «Крокодил», от самого Зощенко получил рекомендацию в Союз писателей, а его миниатюры и шутки успешно озвучивали с эстрады Рина Зелёная, Татьяна Пельтцер и Мария Миронова.

2 августа родился Владимир Константинович АРРО (р. 1932), русский писатель, драматург

arro2«…На страницах книг Владимира Арро бурлит настоящая, а не придуманная ребячья жизнь, с её настоящими горестями и радостями» (Б.Никольский).

В детскую литературу Владимир Константинович пришёл в начале 1960-х. В его автобиографии мы читаем: «Ленинградская “новая волна” детской литературы, к которой причисляли и меня, прикидываясь инфантильной, всерьёз защищала право личности на нестандартность мысли и поведения… Для стилистических и языковых экспериментов детская литература давала немало возможностей. Всё это увлекло меня, и я остался в “детских писателях” на полтора десятка лет».

За эти годы Владимир Арро выпустил в свет широко известные повести о мальчишках: «Мой старый дом», «Вот моя деревня», «Чиж-Королевич», «Бананы и лимоны», сборники рассказов, пьесы.

А.К.